Мы долго тешили себя мыслью, что с чем-чем, а с репутацией у белорусов и Беларуси все в порядке.
Героический и трудолюбивый народ, наследники героев-партизан, смелые, достойные, уважаемые соседями люди и так далее и тому подобное. Однако то, как мы сами воспринимаем себя и как окружающие воспринимают нас, это совсем не одно и то же.
В темной комнате поставили табуретку с вбитым гвоздем, торчащим острием вверх, и по очереди запустили туда русского, украинца и белоруса. Русский сел на гвоздь, вскочил и давай матом ругаться! Украинец сел на гвоздь, вскочил, нащупал гвоздь, вытащил его и положил в карман: «В хозяйстве пригодится». Белорус сел на гвоздь, привстал… и со словами «А можа, так і трэба?» снова сел.
Как вы поняли, это анекдот. Достаточно обидный для нас, белорусов. Хотя наше умение притерпеться подмечено очень точно. Причем не институтами и исследовательскими центрами подмечено, а людской молвой.
Чем и как эта молва регулируется, какие аргументы принимает, какие отвергает — непонятно. Но итогом является именно репутация — государства, нации, конкретного человека. Вот сейчас белорусские журналисты поехали в бурлящий Киев. И что услышали? «Это белорусы могут сдаться, как только им один раз пригрозят из Кремля. Мы до последнего будем стоять», — гордо говорят на Майдане.
Конечно, можно спорить. Украина была в шоке после разгона палаточного лагеря на Майдане, хотя итогом этого разгона стали 35 задержанных и отпущенных после составления протоколов да пару десятков человек с разбитыми носами. В Минске же бывали периоды, когда в СИЗО после разгона акций протеста одновременно находилось по пятьсот-семьсот, по тысяче человек. Причем наши силовики за немотивированное применение силы получали не нагоняи, как в Украине, а звезды на погоны. Так что легко им там, в Киеве, считать себя смелыми, а нас — трусами. Но ведь считают. А значит, такая у нас репутация.
С другой стороны, наметилась еще одна тенденция.
Когда в Казахстане в декабре 2011 года были беспорядки нефтяников в городе Жанаозен, многие тамошние сайты сообщали, что к подавлению протестов будет привлечен белорусский спецназ. Оппозиционное «Социалистическое сопротивление Казахстана» даже принимало обращение к белорусскому народу, призывая нас не позволить белорусским бойцам вмешиваться в конфликт.
Теперь история повторилась в Украине. Когда два дня назад в Киев из Минска поездом приехала группа высокопоставленных милицейских начальников, заговорили о том, что в жестоких разгонах, скорее всего, участвуют белорусы.
Что это значит? Зачем Киеву или Астане привлекать к подавлению реальных беспорядков белорусский спецназ, весь «героизм» которого — в избиении безоружных и мирно настроенных интеллигентов? Скорее всего наши молодцы ни к событиям в Жанаозене, ни к событиям в Киеве никакого отношения не имеют. Тем не менее уже нельзя не заметить, что как только где-то возникает конфликт, в ходе которого милиция и спецподразделения начинают проявлять бессмысленные зверства, то вспоминают именно о белорусах. То есть даже за пределами родной страны у белорусского спецназа репутация карателей.
Впрочем, у Беларуси как государства репутация не лучше.
«Чтобы не случилось, как в Беларуси!» — на постсоветском пространстве это теперь самый распространенный аргумент, означающий: «Так делать нельзя».
В России власти начали мухлевать с выборами — десятки тысяч людей вышли на площадь, «чтобы не случилось, как в Беларуси».
В Киеве бесчинствовала милиция — все политические силы потребовали возбуждения уголовного дела в отношении милиционеров, «чтобы не случилось, как в Беларуси».
В Грузии правительство начало заигрывать с электоратом, раздавая незаработанные деньги — МВФ, Всемирный банк, экономические консультанты и советники встали на дыбы, «чтобы не случилось, как в Беларуси»…
Наша страна стала пугалом. Наша власть стала пугалом. Белорус, притерпевшийся сидеть на гвозде, тоже стал пугалом, символом бесправия и трусости. И на чужой роток платок не накинешь…
Светлана КАЛИНКИНА, «Народная воля»
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…