Островецкая АЭС: куда нас толкает союзник
Проблема нашей страны заключается в том, что ее руководство словно с закрытыми глазами бросилось в бездонную пропасть, не замечая, что союзник-то остался на краю, не желая следовать за ним.
(Окончание. Начало в №48, 10.12.2013 г.)
По планам атомщиков, Островецкая АЭС должна строиться «под ключ» российской государственной корпорацией «Росатом». Как известно, строительство АЭС «под ключ» в какой-либо стране предполагает, что существует некоторый апробированный проект атомной станции, который компания, строящая АЭС в другой стране, переносит в эту страну. Такой проект называется референтным.
Для нашей АЭС референтным проектом должна была стать Калининградская атомная станция. Это был первый российский проект АЭС с реактором мощностью 1200 МВт. В случае завершения строительства Калининградской АЭС и успешного проведения этапа опытной эксплуатации существенно уменьшились бы возможные проблемы для Беларуси, так как были бы уже отработаны все узкие места российского проекта. Вот тогда бы этот российский реактор стал референтным. На это по общепринятым нормам требуется не менее 15 — 17 лет. Следовательно, если считать, что Калининградский реактор начали бы строить в 2012 году, то строительство реактора в Беларуси можно было бы начать не ранее 2027 года. Начали же фактически в 2012-м. А это означает, что именно в Беларуси (а не в России) должно производиться доведение до готовности российского проекта, который, как известно, существует только на бумаге. И это главная угроза: превращение территории соседней страны в полигон для доработки и испытания сырой продукции российских атомщиков.
Уже сама по себе затея строительства АЭС для передачи электроэнергии другим странам выглядит весьма неприлично: все вредности и опасности — народу своей страны, а чистую энергию — соседям. Еще ни одна страна не смогла построить в срок атомную станцию по новому проекту. Это позволяет с уверенностью говорить о том, что сроки введения в строй Островецкой атомной электростанции нереальны, а действительные финансовые затраты на ее создание будут такими громадными, что они никогда не окупятся вообще. Даже если вырабатываемую энергию кто-то захочет покупать. Армянский опыт «равноправных» взаимоотношений с проатомным руководством России убедительно это подтверждает. «России выгодно закинуть петлю на шею любого государства», — подводит итог своему опыту инженер-энергетик, эксперт в области ядерной энергетики Эмиль Саакиян. Все эти льготные и очень выгодные кредиты оборачиваются лишь в изощренный способ накинуть эту петлю.
И это еще не все проблемы. Проблема надежности и энергетической безопасности любой энергосистемы требует наличия горячего резерва мощностью не менее мощности самого крупного энергоблока в системе. Горячий резерв представляет собой комплекс энергоустановок, находящихся по всем параметрам в рабочем режиме, но не вырабатывающих электроэнергии, то есть работающих вхолостую. Это дополнительные расходы, повышающие не только надежность системы, но и стоимость электроэнергии. Сегодня в Беларуси мощность такого блока равна 300 МВт, и горячий резерв составляет 5% от установленной мощности системы. В случае появления в системе атомного блока мощностью 1200 МВт мощность горячего резерва должна быть увеличена до 20%. Ни одна страна в мире не имеет такого соотношения между установленной мощностью и горячим резервом. Это прямое удорожание стоимости электроэнергии. К тому же, белорусская энергосистема не имеет возможности выделить под горячий резерв столь значительную часть своих мощностей. Следовательно, пришлось бы строить дополнительные мощности на имеющихся ГРЭС, а это серьезные дополнительные расходы.
Об экологических проблемах Островецкого региона, отданного под заклание атомщикам, особый и очень серьезный разговор. Достаточно сказать, что река Вилия с ее притоками является одной из немногих рек бассейна Балтийского моря, в которые заходят на нерест атлантические лососи двух видов — семга и кумжа. Чистейшая, значит, река. Малейшее загрязнение или изменение режима этой реки — и это важное для сохранения поголовья лососевых рыб в Атлантическом и Балтийском регионах место будет потеряно.
Но нет российским и белорусским правителям дела до этого. Проблема нашей страны заключается в том, что ее руководство словно с закрытыми глазами бросилось в бездонную пропасть, не замечая, что союзник-то остался на краю, не желая следовать за ним. Практически все силы, которые бы могли довести до руководства страны, что строительство АЭС — это полное безумие, «вырублены» и лишены такой возможности. В прошлые времена эту роль могла бы сыграть Академия наук. Но в нашей стране Академия наук низведена до положения захудалого колхоза, куда в качестве руководителя можно подсунуть любого временщика. Что же касается Министерства энергетики Беларуси, то оно также лишено какой-либо возможности оказывать влияние на проведение энергетической политики в стране. И результатом такого положения стало участие нашей страны в величайшей атомной афере века, грозящей полным обвалом финансовой системы страны.
Надеюсь, не перевелись еще в России настоящие мужчины, даже в правящих кругах. Так будьте же мужчинами, смахните слезы и сделайте следующий шаг — прикройте и второй свой проект, откажитесь от мечты об Островецкой АЭС. Вы ведь уже приготовились делить шкуру неубитого медведя, создав на территории Литвы российско-белорусскую компанию «Энергоконект» по продаже электроэнергии Островецкой АЭС. Придется ее распускать — в связи с отсутствием предмета деятельности…
А ведь все должно было происходить по совершенно иному сценарию. Беларусь сегодня обеспечивает себя электроэнергией и теплом за счет своих ГРЭС и ТЭЦ на много лет вперед. Правда, и оборудование, и технологии на них давно устарели. Но имеются планы перевода оборудования на современные парогазовые технологии. Одну из ТЭЦ, Оршанскую, уже реконструировали. Это повысило производительность на 40 процентов и на столько же снизило расход топлива. Убедительный результат и заманчивые перспективы… Намечена программа модернизации самой мощной в стране Лукомльской ГРЭС. На этой станции уже строится китайской фирмой девятый блок мощностью 400 МВт по новой технологии. С учетом этого блока реконструкция станции позволит повысить ее мощность почти на 1,5 ГВт, что существенно больше мощности придуманного российскими атомщиками реактора. К тому же безопасно и значительно дешевле. Необходимая мощность горячего резерва при этом составит лишь около 6 процентов, что вполне приемлемо. Есть технико-экономическое обоснование (ТЭО) и на модернизацию Березовской ГРЭС. Имеется договор с немецкой фирмой о создании первого ветроэнергетического комплекса в районе Дзержинска.
Идет нормальное развитие энергетики страны. Вернее, шло, пока не свалилось на наши головы, увы, не стихийное бедствие в виде совершенно ненужной нам, вредной, невыгодной и очень опасной АЭС. Подкинул нам ее наш «верный союзник» и настойчиво «рекомендовал» строить. Но не умаляет это вины тех, кто пошел на поводу у правителей, затеявших эту жестокую авантюру. Затеявших, не считаясь даже с тем, что самый тяжелый удар уже был нанесен Беларуси чернобыльской катастрофой! Подводя итог чернобыльской катастрофе, мировое сообщество ученых однозначно заявило, что повторной катастрофы Беларусь не выдержит. Так можно ли назвать друзьями тех, кто преднамеренно толкает нашу страну к пропасти, из которой выбраться нам уже не суждено?
Георгий ЛЕПИН, профессор
Справка
В ноябре на Островецкой площадке приступили к работам по бетонированию фундаментов объектов первого энергоблока Белорусской АЭС.
БелАЭС будет состоять из двух энергоблоков суммарной мощностью до 2400 (2х1200) МВт. Для ее строительства выбран проект «АЭС-2006». Генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком является объединенная российская компания ОАО «НИАЭП» — ЗАО «АСЭ». Сроки реализации проекта отражены в генеральном контракте, предусматривающем ввод в промышленную эксплуатацию первого блока атомной станции в ноябре 2018 года.
Генеральный контракт на строительство Белорусской АЭС Беларусь и Россия подписали в июле 2012 года. Финансирование строительства АЭС осуществляется преимущественно за счет государственного экспортного кредита России. В соответствии с межправительственным соглашением кредит предоставляется на общую сумму до $10 млрд сроком на 25 лет для финансирования 90% стоимости каждого договора между российским ЗАО «Атомстройэкспорт» и белорусским госучреждением «Дирекция строительства атомной электростанции».
Читайте также:
Островецкая АЭС: «кость в горле»
Общественность требует остановить строительство первого энергоблока Белорусской АЭС