TOP

Вытащит ли Ходорковский за собой Статкевича и Беляцкого?

Владимир Путин, вероятно, освободил Михаила Ходорковского, чтобы застраховаться от неприятностей во время зимней Олимпиады в Сочи. Тем временем Александр Лукашенко готовится к чемпионату мира по хоккею в Минске.

В пятницу произошло одно из главных политических событий года в России. После 10 лет заточения из колонии вышел бизнесмен Михаил Ходорковский. Российские эксперты связывают сенсационное освобождение, прежде всего, с приближающейся Олимпиадой в Сочи.

— Какая же муха укусила нашего президента, что он вместо очевидно намечавшегося третьего дела вдруг решил отпустить главного своего врага?.. Тут друзья, дело более или менее очевидное. До Олимпиады полтора месяца. Это главный пиар-проект нашего президента. А дело идет к тому, что Игры в Сочи пройдут под аккомпанемент бойкота. После того, как в Сочи отказался ехать Обама, того гляди к нам вообще не приедет никто. Будет на церемонии открытия один Путин, в окружении геев и лесбиянок, которых пришлют вместо себя мировые лидеры. Да и вообще вокруг России обстановочка стала какая-то недобрая. И надо чем-то уравновесить этот всемирный негатив. Отпустить Ходорковского — это отличный ход, — написал в блоге на сайте «Эхо Москвы» обозреватель Антон Орех.

Неожиданная развязка с главным российским политзаключенным дает некоторую надежду, что по схожему сценарию решит действовать и Александр Лукашенко.

Во время недавней дискуссии в офисе ОГП представители оппозиции и гражданского общества, кстати, не исключили вариант, при котором к чемпионату мира по хоккею белорусские политзаключенные уже будут на свободе. В противном случае властям обещают преподнести не один сюрприз во время проведения топ-турнира.

Однако ситуация с возможным освобождением политзаключенных в Беларуси более сложная, чем в России.

Владимир Путин до недавнего времени требовал, чтобы Михаил Ходорковский не просто написал прошение о помиловании, а признал вину. Об этом он заявил в ходе «прямой линии» два года назад. Бизнесмен же отмечал, что не просит о помиловании, так как не намерен признавать свою вину.

Пятничная развязка позволила сохранить лицо обоим оппонентам. Путин получил долгожданное прошение, но Ходарковский вины в нем не признал.

От белорусских же политзаключенных признания вины власти в последнее время, похоже, и не требовали — только прошение. Так Андрей Санников после выхода на свободу в прошлом году заявил:

— Я написал, что прошу меня помиловать и в содеянном раскаиваюсь. Сделал я это осознанно. Единственное, что я могу сказать: вины я не признавал, хотя было давление, чтобы я подписал признание вины.

Николай Статкевич летом 2012 года в письме супруге Марине Адамович также указал, что признание вины от него уже не требуют.

— Вызвали на разговор и в «ненавязчивой» форме объяснили, что чтобы выйти на свободу, достаточно написать прошение о помиловании, даже без признания своей вины, — написал политзаключенный.

Но заместитель руководителя правозащитного центра «Вясна» Валентин Стефанович напоминает, что некоторые политзаключенные отпускались в Беларуси на свободу вообще без прошений о помиловании.

— Сегодня позиция руководства страты такая: политзаключенные будут освобождены только когда подпишут прошении о помиловании. Сами они писать прошение не будут по многим причинам. Но мы видели на практике, что в 2008 году и в августе 2011-го, когда вышла на свободу значительная часть фигурантов уголовного дела о 19 декабря, политзаключенных отпускали вообще без прошений о помиловании. Так что все зависит от политической воли властей, — сказал «Салідарнасці» Валентин Стефанович. — Что касается приближения чемпионат мира по хоккею, то мне кажется, что он вряд ли станет важным фактором в вопросе освобождения политзаключенных. Это все-таки не Олимпиада и не чемпионат мира по футболу. Мне кажется, в этом вопросе более существенную роль могут сыграть экономические причины.

Василь ГАЛЬЧЕНЮК, Gazetaby.com

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.