Митрополит в нагрузку
Эту миссию мы возложим на русского чиновника, русского учителя, русского попа. Именно они отнимут у белорусов не только их язык, но саму память про самих себя.Екатерина II Состоящий в течение 35 лет в должности главы Белорусской православной церкви (БПЦ) достопочтенный митрополит Филарет подал еще в 2010 году прошение об отставке в связи с возрастом. Но вопрос об его преемнике оказался очень непростым.
И хотя, как утверждают знающие люди, полноценно выполнять свои обязанности митрополит Филарет не мог по состоянию здоровья, синод Русской православной церкви (РПЦ) не отпускал его на покой.
Почти четыре года шла закулисная борьба за должность главы БПЦ. Можно предположить, что глава РПЦ патриарх Кирилл стремился прислать в Минск своего наместника из России. А. Лукашенко, в свою очередь, хотел, чтобы должность руководителя БПЦ занял гражданин Беларуси, которого назовет он сам.
Своей кульминации этот конфликт достиг в июле прошлого года во время празднования 1025-летия Крещения Руси. Тогда А. Лукашенко демонстративно отказался ехать в Киев, где проходили главные торжества, заявил, что церковь начинает заболевать «заразой», раскритиковал руководство РПЦ за отсутствие реформ.
И самое главное, А. Лукашенко тогда пообещал: «И в Беларуси мы над этим подумаем». Его слова надо было понимать так, что мы не будем дожидаться, пока иерархи РПЦ созреют для реформ, а начнем реформировать Белорусскую православную церковь автономно. Это была недвусмысленная заявка на дистанцирование от московского синода, даже намек на угрозу автокефалии, если патриарх Кирилл не будет считаться с позицией президента Беларуси.
Поэтому решение Священного синода РПЦ от 25 декабря 2013 года об отставке митрополита Филарета и назначении митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом Беларуси митрополита Рязанского и Михайловского Павла стало громом среди ясного неба. Это было сделано демонстративно унизительно для белорусского руководства и общества.
Мало того, что иностранец, россиянин стал главой православной церкви в Беларуси, а это противоречит белорусскому законодательству. Согласно статье 13 закона «О свободе совести и религиозных организациях», руководителем религиозной организации «может быть только гражданин Республики Беларусь».
Важно обратить внимание на личность нового Патриаршего Экзарха. А это человек, мягко говоря, весьма своеобразный. Он агрессивный антизападник, не приемлет демократию в европейском варианте. Вот некоторые его высказывания, дающие яркое представление о мировоззрении нового экзарха БПЦ. «То, что происходит и у нас, в России, — все эти собрания, протестующие, у меня это вызывает чувство сожаления. Я думаю, это все делается не без участия западных спецслужб. Пользуясь возможностью, я хотел бы сказать тем, кто делает оранжевые, розовые и другие революции: Россия вам не Грузия и не Украина! Это вам не Египет и не Ливия. В России есть большое количество средств массового уничтожения — и атомное, и бактериологическое оружие. И я должен сказать, что для многих наших людей, в отличие от американцев, жизнь выеденного яйца не стоит. Будут нас донимать, наш народ отчаянным станет, если его загнать в угол, нам ничего не останется, как открыть чернобыльский краник … типа такого. В этом случае пострадают все, и американцы, и европейцы состоятельные».
Просто шедевр политической мудрости и христианского гуманизма. Дескать, пусть сами погибнем, но и вас, западных супостатов, уничтожим. Это заявления не церковного деятеля, а политика, причем крайне радикального толка, даже одиозного. Можно было бы сказать еще резче, но воздержимся из уважения к сану.
И синод РПЦ прислал его возглавлять православную церковь Беларуси. Патриарх Кирилл, напутствуя нового главу БПЦ, отметил, что задача нового белорусского митрополита — «в хранении единства исторической Руси». Отныне такая заповедь на белорусских скрижалях. Чтобы белорусы не дай Бог не подумали, что они живут в независимом государстве.
Стесняюсь спросить: а что же молчит гарант Конституции и независимости президент Беларуси? Ведь он так любит рассуждать о незыблемом суверенитете нашего государства, сооружает все новые его символы (площадь Государственного флага, Дворец Независимости). Помните, как в прошлом году во время «калийной войны» наши государственные СМИ настойчиво лепили из него образ последовательного и воинственного защитника интересов Беларуси от посягательств извне?
Почему же теперь А. Лукашенко согласился на явный и недвусмысленный контроль над БПЦ из Москвы? И даже между игрой в хоккей поздравил митрополита Павла со вступлением в новую должность. А ведь церковь во все времена является базовым институтом суверенного государства.
Ответ до банальности прост. Очень знаменательно, что назначение митрополита Павла главой БПЦ состоялось в тот же день, когда президент России В. Путин принял решение выделить Беларуси кредит в размере $2 млрд. Эти два события, безусловно, тесно связаны. Таким образом, как только белорусскому режиму срочно понадобились деньги, так вся фронда и конфликт с РПЦ быстро закончились. Москва вручила подарок с нагрузкой.
Мораль из сей грустной истории простая. Страна с разваливающейся, деградирующей экономикой, живущая на зарубежных подачках, не может претендовать на независимость. Сначала появились российские истребители, поставив под угрозу военный суверенитет Беларуси. Назначение митрополита Павла главой БПЦ ставит под сомнение религиозный суверенитет страны. И всего лишь за $2 млрд! А ведь финансовая ситуация в стране такая плохая, что зарубежных кредитов нужно брать с каждым годом все больше. Даже страшно представить, что останется от Беларуси через несколько лет. Площадь Государственного флага да Дворец Независимости.
Митрополит Павел прибыл в Беларусь, приступил к своим новым обязанностям, провел 5 января воскресную литургию. А то, что согласно белорусскому закону он не имеет права занимать должность главы БПЦ, похоже, никого не волнует. Ведь закон у нас, что дышло.
Да что закон, на Конституцию никто не обращает внимания. Например, с 1 января начала реализовываться судебная реформа, ликвидируется Высший хозяйственный суд, что нарушает сразу несколько статей Конституции. Как говорил граф Бенкендорф, «законы пишутся для подданных, а не для государства».
Валерий КАРБАЛЕВИЧ
Читайте также: