Окровавленный майдан
Природу революции определяет не разум элит, а коллективное бессознательное масс.Ипполит Тэн Уже которую неделю Украина находится в центре внимания всего мира. Двухмесячное противостояние между властью и ее противниками достигло своей кульминации, перешло в силовую стадию.
Загадка истории состоит в том, что никто загодя не знает, что станет причиной или поводом для взрыва народного протеста. В украинском случае спусковым крючком для появления Майдана стало решение властей приостановить процесс подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Оказалось, что абстрактная идея интеграции в Европу для многих украинцев стала экзистенциальной ценностью. И правительство, помахав перед носом морковкой, а затем отняв ее, покусилось на мечту. Если это делает непопулярная власть, то происходит политический взрыв. А когда политикой занимается весь народ, то получается революция.
Сегодня Украина находится в ситуации равновесия сил. Ни власть не может задушить Майдан, ни ее противники не могут добиться отставки президента, правительства и парламента.
Протестные выступления подобного рода могут быть успешными только при стечении ряда обстоятельств и выполнении некоторых условий. Великий специалист в вопросе революции В. Ленин когда-то утверждал, что для ее победы антиправительственные силы должны непременно наступать, добиваясь ежедневно хотя бы маленьких успехов.
Лидеры Майдана рассчитывали, что повторится история «оранжевой революции» 2004—2005 годов. Тогда долгое стояние народа на площади вынудило власти идти на уступки. Ибо была ситуация президентских выборов. А выборы — это всегда кризис легитимности.
Теперь же, в отличие от «оранжевой революции», легитимность и президента, и правительства, и Верховной рады не вызывает сомнения, все они избраны законно. Поэтому ситуация равновесия сил, которая наблюдается в течение двух месяцев, оказалась в пользу власти. В результате Майдан не добился никаких побед, уступок со стороны президента. Не то что отправить правительство в отставку, но даже решения такого простого вопроса, как освобождение Юлии Тимошенко, протестующие не добились. Евромайдан возник как инструмент давления на власть с требованием начать интеграцию в европейские структуры. Однако результат оказался противоположным. Официальный Киев, напротив, повернул в сторону России.
Долго такая ситуация равновесия продолжаться не могла, она не устраивала обе стороны. Обострение конфликта было неизбежным. Причем к этому оказались морально готовы и власть, и Майдан.
Но инициатором обострения стало политическое руководство Украины. Верховная рада приняла ряд «антиреволюционных» законов, которые фактически криминализировали действия людей, стоящих на площади. В ответ часть из них перешла к силовым действиям, попыткам захвата административных зданий, используя подручные средства. Появились раненые и даже убитые. Начался взаимный захват «пленных» и издевательства над ними. Что свидетельствует о степени ненависти противоборствующих сторон друг к другу. Нечто похожее происходило в Югославии в 1990-е годы. И это означает, что украинское общество психологически созрело к гражданской войне. А это страшно.
В какой-то момент в течение нескольких дней власть могла подавить противника силой и разогнать Майдан. Ибо телекартинки из Киева, показывающие уличные бои, напугали многих украинцев. Обыватель боится хаоса. И это давало властям карт-бланш, легитимизировало их действия по «наведению порядка» в глазах значительной части общества.
Но этот короткий период был упущен, власть не воспользовалась своим шансом. Ибо вскоре в стране начался новый процесс. Майдан распространился на всю страну, причем оппозиция, в первую очередь в Западной Украине, стала захватывать здания местной администрации и смещать действующих руководителей, назначенных Киевом. В этих условиях силовой сценарий властей может привести к реальному расколу страны.
Еще один очень показательный сюжет. В Европе, если происходит массовая акция протеста, власть на это тут же реагирует. Она, как правило, полностью или частично удовлетворяет требование протестующих граждан, вступает в переговоры с их лидерами в поисках компромисса.
На постсоветском пространстве все по-другому. Что в России, что в Беларуси, что в Украине власть делает вид, что не замечает протестующих, объявляет их «отморозками», агентами Запада, неофашистами, «бандеровцами», клеймит другими нехорошими словами. Два месяца стоит Майдан, а Виктор Янукович вел себя так, будто ничего не происходит, отказывался вступать в переговоры со своими оппонентами.
Но как только оппоненты власти перешли к силовым действиям, президент Украины тотчас пригласил их на переговоры, предложил А. Яценюку должность премьера, а В. Кличко — пост вице-премьера. Оппозиция заговорила на языке, который понятен действующему президенту, и сразу же получила результат.
Еще одно негативное следствие последних событий для В. Януковича состоит в том, что он фактически перекрыл путь в сторону Европы. После того, как были приняты «антиреволюционные» законы, пролита кровь на улицах Киева, Запад перестал видеть в действующем президенте Украины партнера для каких-то серьезных соглашений. А это значит, что коридор возможностей, поле для внешнеполитического маневра резко сузилось, политика балансирования между ЕС и Россией переживает кризис.
Мирным выходом из нынешнего противостояния были бы досрочные выборы президента и Верховной рады. Логично, что именно народ должен стать верховным арбитром в этом затяжном конфликте.
Но власть категорически отказывается от такого сценария. Ибо вопрос о власти стал личной психологической проблемой для В. Януковича. Дело в том, что, арестовав Юлию Тимошенко, он сделал роковой шаг, переступил черту, которую не должен был переступать, создал прецедент, открыл ящик Пандоры, загнал себя в ловушку. Действующий президент прекрасно понимает, что если проиграет выборы, то вполне вероятен вариант, когда он окажется за решеткой. То есть Янукович и Тимошенко могут просто поменяться местами. Не зря говорят, не рой яму другому… И если все бывшие президенты Украины — Л. Кравчук, Л. Кучма, В. Ющенко — остаются уважаемыми людьми, пользуются благами и привилегиями, то судьба действующего главы государства может сложиться иначе. Поэтому он теперь страшно боится потерять власть и будет цепляться за нее зубами. Вследствие чего новые выборы в Украине могут пройти по белорусскому сценарию.
Валерий КАРБАЛЕВИЧ
Читайте также: