Шарик сдулся
Есть такой миф: мол, есть в Беларуси Михаил Владимирович Мясникович — опытнейший аппаратчик, гуру госуправления и дворцовых интриг, аксакал чиновничьей армии, саксаул, способный выживать в любой пустыне...
И до сих пор многие уверены, что Мясникович имеет о-го-го какой потенциал, вплоть до возможности занять первый пост в стране. Вот только мало-помалу шарик сдулся.
На Мясниковича долгое время возлагали надежды. При первом легальном шансе сменить власть — на президентских выборах 2001 года — ему прочили пост кандидата в президенты от недовольной правлением Лукашенко номенклатуры. Уже не секрет, что слово «нет» Михаил Владимирович своей тогдашней группе поддержки не говорил. Однако в последний момент впал в глубокую задумчивость, и номенклатура вынуждена была бесславно менять Мясниковича на экс-министра внешнеэкономических связей Михаила Маринича.
Неправильные мысли, вовремя возвращенные в нужное русло, не остались неоцененными. Тогда одной рукой Лукашенко сместил Мясниковича со всех постов, дающих возможность участвовать в принятии решений. Другой — в свободное плавание все-таки не отпустил. Михаил Владимирович некоторое время посидел помощником без портфеля (то есть по особым поручениям), а потом ради смеха был направлен руководить Академией наук. Почему ради смеха? Потому что назначить первым среди ученых не академика, не член-кора, а бывшего начальника всех минских кладбищ (как заместитель председателя горисполкома он руководил этой сферой) — это был своеобразный, черный, жестокий, но юмор.
И тем не менее миф о потенциале Мясниковича не умирал. «Может», — говорили аналитики, анализируя возможности аппаратного путча. «Может», — твердили «красные директора», надеясь видеть во главе страны опытного, вменяемого человека. «Может», — видимо, думал Александр Лукашенко, девять лет не подпуская Мясниковича к государственным постам, дающим реальную влиятельность и рычаги управления.
Однако после последних президентских выборов, по итогам которых милицейскими дубинками были размолочены надежды на налаживание нормальных отношений Беларуси с внешним миром, Лукашенко для спасения ситуации все-таки вернул опытного аппаратного лиса во власть. Мясникович возглавил правительство. Причем назначение было откровенно авральным — настолько спешным, что Лукашенко даже не стал дожидаться дня инаугурации, юридического, полноценного собственного вступления в должность на новый срок.
Ситуация, в которой Беларусь оказалась после последних президентских выборов, сомнений не оставляла: опытного, ушлого, хитрого Мясниковича вернули во власть только по одной причине — спасать. Мифы, они же живучие.
А теперь оценим результат. Худшего премьера за всю историю правления Александра Лукашенко не было. Ни-че-го! Никаких управленческих талантов на посту главы правительства Михаил Мясникович не продемонстрировал. Не надо быть доктором экономических наук и академиком, чтобы каждый раз ждать конца года, когда Лукашенко поедет к Путину и выцыганит у того очередной кредит.
Не надо быть опытным аппаратчиком, чтобы провалить почти все проекты модернизации, в которые вкладывались немалые государственные средства.
Не надо быть ушлым переговорщиком, чтобы позволить арестовывать чуть ли не сразу после выхода из своего кабинета одного из важнейших инвесторов, как это случилось с главой «Уралкалия».
Все (!!!) прогнозные показатели денежно-кредитной политики в 2013 году не выполнены. И такого провала не было никогда — ни при тихом Линге, ни при, простите, мямле-Новицком, ни при чрезмерно исполнительном Сидорском!
У чиновников взрывается мозг, потому что теперь они просто не знают, к кому идти со своими бумагами, кто реальный глава правительства — Мясникович или Прокопович, брошенный в Совмин «на усиление». Вот и мечутся между двумя кабинетами.
Дошло до того, что Мясниковичу как главе правительства запретили в рабочее время — с 9.00 и до 17.00 — проводить совещания с участием руководителей органов госуправления, запретили без экстренного повода отвлекать важных людей от работы.
И тем не менее он держится за портфель, не уходит, пост не отдает.
Одним словом, Мясникович это уже не миф. Честно говоря, на анекдот больше похоже.
Светлана КАЛИНКИНА, «Народная воля»