Для кого не бывает барьеров
Коль кто-то вспомнил про безбарьерную среду и подумал при этом про инвалидов, он глубоко ошибается. Если для кого у нас и отсутствуют всякие барьеры, то это чиновники.
А еще не верьте тем, кто утверждает, будто в Минске к чемпионату мира по хоккею в этом плане все будет, как в Декларации о правах инвалидов, которую официальная Беларусь «утверждает» уже много лет. И не верьте тем, кто говорит, что уже сейчас Минск почти на 70 процентов соответствует «безбарьерным» нормам — написанное на бумаге довольно часто не соответствует реальности.
Чем чаще мне доводится контактировать с Офисом по правам людей с инвалидностью, тем больше убеждаюсь в том, что «заговорить» наши чиновники умеют любую проблему. Состоявшаяся на минувшей неделе пресс-встреча по доступности благ современной цивилизации для людей, которые имеют серьезные проблемы со здоровьем, еще раз убедила в правильности этого вывода. Речь идет об элементарных вещах, коими является нормальное (с точки зрения всеобщей доступности) жилье.
Офис по правам людей с инвалидностью с помощью юриста Ольги Трипутень при необходимости может назвать много примеров положительных исходов борьбы с властными чиновниками, за что им особое спасибо. Но почему мы не можем обойтись без этой самой борьбы? Почему нужно через суды добиваться того, что государство гарантирует на законодательном уровне, и тратить на это годы?
Полностью согласен с одним из самых известных борцом за права людей с инвалидностью Сергеем Дроздовским — «инвалидные» законы у нас очень хорошие, но, к великому сожалению, работают очень плохо. Очень часто именно по вине тех, кто и должен их неукоснительно исполнять, то есть чиновников.
Потому и некоторые инвалиды по семь лет не выходят из собственного жилища, а 9 из 10 «колясочников» испытывают трудности с тем, чтобы выйти из дома и попасть обратно. Афоризм «мой дом — моя крепость» превращается в «мой дом — моя тюрьма»…
Александр ТОМКОВИЧ