Евросоюз и Беларусь готовят новый формат диалога под необычным названием «Временная фаза». Официальный Минск впервые согласился на включение гражданского общества в подобный проект. Об этом в эксклюзивном интервью Naviny.by заявил Дирк Шубель, глава департамента Восточного партнерства Европейской службы внешних действий.
— Господин Шубель, сегодня Вы встречались с замминистра иностранных дел Еленой Купчиной, о чем сейчас ведутся белорусско-европейские переговоры?
— В ходе недавнего визита госпожи Купчиной в Брюссель в конце января мы договорились, что мы запустим так называемую «Временную фазу» («Interim phase») сотрудничества. Это значит, что мы хотим совместно проанализировать, как мы можем сообща работать над модернизацией Беларуси. И мой сегодняшний визит нацелен на подготовку визита Гуннара Виганда (директор департамента России, «Восточного партнерства», Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешних действий — Naviny.by) и генерального директора Генерального директората Еврокомиссии по вопросам торговли (Жан-Люка Демарти — Naviny.by) в конце марта с тем, чтобы запустить этот процесс «Временной фазы». Идея в том, чтобы начать с области инвестиций и торговли, которые сейчас имеют особую значимость для Беларуси, но также и для Евросоюза.
— Это будет диалог только с правительством?
— Нет, идея в том, что мы запускаем этот диалог с правительством, но гражданское общество будет также в нем участвовать.
— Как на идею вовлечения гражданского общества в этот диалог отреагировали белорусские власти?
— Было согласовано, что гражданское общество будет включено, как только мы запустим процесс.
— В каких формах?
— Детали этого необходимо обсуждать. Именно этому будет посвящен визит господина Виганда.
— Я уточню. Есть принципиальное согласие белорусских властей на вовлечение гражданского общества в их диалог с ЕС?
— Да, как я и сказал, в ходе визита госпожи Купчиной было достигнуто принципиальное соглашение, что гражданское общество будет частью этой «Временной фазы». Решение об этом участии будет в каждом отдельном случае согласовываться сторонами.
— У проекта есть какое-то определенное имя? Просто «Временная фаза»?
— Да, «Временная фаза». Он будет начат с тем, чтобы провести дискуссии о модернизации страны и будущих отношениях между Беларусью и ЕС.
— В ходе своей встречи с Еленой Купчиной вы поднимали тему политзаключенных. Изменилась ли тональность властей в этом вопросе или они по-прежнему неприступны?
— На этот вопрос лучше ответит госпожа Купчина. Но я могу сказать, что, разумеется, наша позиция остается неизменной. Мы требуем освобождения всех политзаключенных в Беларуси с тем, чтобы существенно улучшить наши отношения. Это остается нашим conditio sine qua non (с лат. — обязательное условие) для улучшения отношений.
— Как продвигаются переговоры по упрощению визового режима? Установлен какой-то дедлайн?
— Мы довольны тем, что мы наконец-таки запустили переговоры об упрощении визового режима и реадмиссии. Это два разных переговорных направления, но часть одного договора. Переговоры были начаты с визитом госпожи Купчиной в Брюссель в конце января. Первый официальный раунд переговоров пройдет в марте в Минске, и, надеюсь, мы будем продвигаться быстро, но еще рано говорить, когда эти переговоры закончатся.
— Какие проблемы могут нас с вами ожидать по ходу переговоров?
— Другие страны-участницы Восточного партнерства сумели закончить эти переговоры относительно быстро. Поэтому если белорусская сторона мотивирована и подготовлена, я не предвижу никаких серьезных проблем и надеюсь, что мы сможем в разумный период времени закончить переговоры.
— Видите ли вы полный отказ от виз, как конечную точку этого процесса упрощения визового режима?
— Я думаю, мы должны сначала сделать первый шаг — завершить переговоры по упрощению визового режима и реадмиссии. А затем принять план действий по либерализации визового режима, такие планы в свое время были разработаны с Грузией и Молдовой. Конечно, общее состояние взаимоотношение между Беларусью должно улучшиться, чтобы думать о таком сценарии. Но я надеюсь, что однажды мы будем в такой ситуации, когда сможем начать переговоры о безвизовом режиме.
— Недавно в украинское прессе появились сообщения, что пройдет какой-то неформальный саммит Восточного партнерства в Праге этой весной. Что вам об этом известно?
— Это простая встреча в ознаменование пятой годовщины начала Восточного партнерства, но это не официальный саммит, являющийся частью работы над ВП.
— В отношении Беларуси в рамках Восточного партнерства действуют определенные ограничения: парламент не представлен в «Евронесте», заморожены двусторонние отношения, есть санкции. В то же время, к примеру, нет санкций против Азербайджана, парламент которого избран не более демократично и где, по данным местных правозащитников, более сотни политзаключенных. Как вы объяснить этот момент, которые многие называют двойными стандартами?
— Я бы не хотел сравнивать ситуацию в Беларуси с другими странами. Я думаю мы должны концентрироваться, в первую очередь, на Беларуси и смотреть на положение дел здесь. Я бы не хотел говорить об Азербайджане.
Артем ШРАЙБМАН, Naviny.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…