Не делите Беларусь и великих белорусов!
«А я пришла, не могла не прийти... Я учительница со стажем 30 лет. Столько всего было... Учила белорусскому языку и литературе. Теперь бабушкой «работаю» — уволили. Контракты так сделаны, что можно любого уволить.
Вот со мной так и поступили: сказали, ну разве нужна тут «ваша мова»? Из 40 часов оставили 6. Дикость! Я как в интернете прочитала, что Он умер, заплакала. А потом искала, где же прощаться с ним будут? Вот с воскресенья с вечера искала… Хорошо, что в интернете написали. А по телевизору нельзя было сказать?..»
Вечером в воскресенье 2 марта умер Рыгор Бородулин… Это о нем говорила учительница.
Неважно, являетесь вы любителем литературы или нет. Вы знаете эту фамилию. А если не ее, то стихи этого человека. Его фразы. Яркие новые словечки. Мы используем их в обычной жизни. Одна только формула «трэба дома бываць часцей» давно стала родной для миллионов, словно знали мы ее всю жизнь, и досталась она нам от далеких предков… Ее придумал Бородулин. Придумал и подарил нам. Он подарил нам все, что дарил ему Бог.
Рыгора Бородулина отпевали в Красном костеле. Проводить Поэта пришло несколько тысяч человек.
Мы возложили цветы, вышли на улицу. И тут мой товарищ говорит: «Не по рангу прощание…»
И правда: какой же мелочной должна быть власть, чтобы не дать почетный караул. Не рассказать об уходе великого поэта на специальном «часе памяти» в школах и университетах. Не отпустить студентов и школьников в Минске попрощаться…
Услышав наш разговор, и подошла та женщина: «Не знаю, как это оценить. Но в школах постоянно измеряют уровень знаний, а надо измерять уровень воспитанности. Потому что без этого знание бесполезно. Оно не может ничего создать, а в итоге способно даже уничтожить… Я вот постоянно размышляю, как же измерить уровень воспитанности, как сделать это стержнем нашего образования?»
Там, возле Красного костела, мне подумалось, что для начала следует просто перестать делить Беларусь. Да, мы — не Украина. Наша страна не разделена так сильно на западную и восточную.
Но Беларусь разделена по-своему. Это раздел между теми, кто думает о стране, и теми, кто помышляет только о своей «хате». Разделение между теми, кто думает о будущем, и теми, кому лень задуматься даже про сегодня. Это разделение между мелочностью и широтой души. Души, какая была у Бородулина, которая вмещала всю Беларусь; в ней было место и для его матери Акулины Андреевны, и для читателей из Хотимска, Городка, Островца…
Место для всех. Для тех, кто его любил, и для тех, кто делал все, чтобы убрать его имя из школьной программы. Он жил под бело-красно-белым флагом, но никогда не смог бы себе позволить порвать на клочки красно-зеленый.
Для меня это лучший пример белоруса, душа которого полна всей Беларусью и всеми белорусами. И великими, и простыми людьми. Именно люди прощались с дядькой Рыгором.
В тот же день мы побывали еще на одних похоронах: там прощалось и государство.
Хоронили ровесника дядьки Рыгора, Леонида Левина, автора мемориала «Хатынь». Это тоже знаковый человек для Беларуси. Государство позаботилось: был почетный караул, оркестр, дорожка, венок от президента…
Контраст между похоронами двух достойнейших сыновей Беларуси невероятно остро обозначил «знак бяды» для нашей страны.
Нас делят. Искусственно. Режут по живому.
Я восхищаюсь Бородулиным, уважаю талант и работы Левина. Уверен, настоящая белорусская власть должна быть выше мелочных личностных оценок. В день прощания она должна была возлагать цветы, лично склонять голову и знамена перед обоими. Вот тогда это будет власть для всей Беларуси и для каждого белоруса.
Это и есть «уровень воспитанности», про который говорила мне учительница белорусского на похоронах великого поэта.
Поэта всей Беларуси.
Андрей ДМИТРИЕВ
Фото: Белапан