«Лукашенко крымский прецедент очень не нравится»
Считает ли Лукашенко Крым российским, а Путина — большим диктатором, чем сам, рассказывает ведущий украинской телепередачи «Шустер Live».
— В Украине сегодня достаточно личностей и персоналий для того, чтобы делать программы на актуальные темы — почему вы именно сейчас решили сделать интервью с руководителем соседней страны Александром Лукашенко?
— Прежде всего потому, что президент Беларуси сделал несколько громких, важных заявлений по ситуации в Украине и по Крымской автономной республике. Во-вторых, как я понял из его печатных интервью, он достаточно часто имеет отношения с президентом Российской Федерации.
Ну, и третье — это, все же, соседняя страна, крепко связанная с Украиной. Считаю, что для украинской аудитории, для украинского телезрителя будет очень интересно услышать мнение президента Беларуси.
— Почему тот факт, что руководитель Беларуси достаточно часто имеет отношения с Владимиром Путиным, интересен для украинских телезрителей?
— Этот факт интересен не только для украинского зрителя — он интересен для мирового зрителя. В том смысле, что сейчас все пытаются понять: что на уме у Владимира Путина? Что у него в душе, что он думает, какая у него стратегия? Вот об этом пишут все, все предполагают, у всех разное понимание и представление.
Я думаю, что президент Лукашенко — один из тех людей, кто наиболее точно может сформулировать стратегию президента Путина. Вот он сказал, что никуда больше, помимо Крыма, президент Путин войска не направит. Он в этом уверен. Я думаю, что когда он говорит, что он уверен, ему надо верить. И ему поверит не только Украина — ему поверит Европа, ему поверит Америка, ему поверит мир.
— И как, на ваш взгляд, эта уверенность Лукашенко отразится на политической ситуации в Украине?
— В Украине теперь особая атмосфера — это атмосфера войны. И любое успокаивающее слово, оно полезно. Люди очень расстроены, все в большом напряжении, никто в принципе не может предсказать будущее, предвидеть, что будет завтра, послезавтра. И в такой обстановке успокаивающие слова, даже если они исходят от президента другой страны, это — будто луч надежды.
— Долго ли вам пришлось ждать согласия на интервью?
— На удивление быстро мы получили ответ. Должен сказать, что с президентом Лукашенко мы давно знакомы — мы делали два эфира еще когда я работал на НТВ. И он меня хорошо знает как профессионала.
В этот понедельник мы направили заявку, и уже в понедельник вечером мы получили положительный ответ.
— Вопросы на согласование присылали?
— Нет, мы просто очертили темы. Ну, а тема вполне очевидна — было сразу понятно, что в основном, так оно и получилось в итоге, мы будем говорить о крымской ситуации, о президенте Путине, Украине, Майдане…
— Задавали вопросы, неприятные для Лукашенко?
— Судя по выражению его лица и по его взгляду — не было неприятных вопросов. Понимаете, когда мы говорим о ситуации войны — тут все вопросы неприятные с другой стороны. Но я не заметил в его глазах, что какие-то вопросы ему неприятны. Нет, этого не было.
— Лукашенко не очень хорошо высказался в сторону Виктора Януковича. В свое время руководитель Беларуси очень обиделся на своего украинского коллегу за то, что тот не пригласил его на годовщину аварии на Чернобыльской АЭС. Вам не показалось, что та обида и нынешние плохие высказывания в сторону Януковича связаны?
— Он подчеркнул: «Это мой друг, но я говорю о нем так, как я о нем думаю». Я не думаю, что это связано с обидой, я думаю, что это реально связано с оценкой поступка Виктора Януковича.
— И все-таки, какова сегодня позиция по Крыму руководителя Беларуси?
— Он сказал, что де-факто — российские войска там, Россия вводит рубль, вводит свои законы и фактически это уже территория России. Что это даже отметили экс-президенты Кучма и Кравчук. И что выводом войск, отсутствием сопротивления нынешняя власть Украины сама подчеркнула тот факт, что это территория Российской Федерации. И сказал, что это не требует никакого юридического признания.
— Поделитесь впечатлением — каково отношение Александра Лукашенко к таким действиям в Крыму российских властей?
— Мне очень сложно пытаться анализировать президента Лукашенко. Но у меня сложилось впечатление, что ему этот прецедент очень не нравится.
— Какие впечатления у вас остались от собеседника? Сравните со впечатлениями от предыдущих встреч.
— У него всегда были лидерские качества. Это знают как его сторонники, так и его противники. И эти лидерские качества у него остались. За эти годы, и это логично, он стал более опытным, стал более осведомленным. Это нормально — с возрастом и опытом становишься более мудрым. Почти у всех людей так.
— Считаете ли вы его авторитарным руководителем?
— Он без всяких сомнений авторитарный руководитель!
— Можно ли в этом смысле сравнивать Путина с ним?
— Так он сам себя с ним сравнил! Я спросил: «Как вы относитесь к тому, что вас называют диктатором?», и он сказал: «Я не просто диктатор — я последний диктатор!» Я ему в ответ говорю: «Сейчас уже Владимир Владимирович вас опережает в этом смысле», и он ответил: «Да, я ему тоже это сказал». Примерно так это прозвучало.
— Каково его отношение к действующей украинской власти?
— Абсолютно прагматичное. Он с властью, избранной украинским народом, и в частности — с Александром Турчиновым, готов и будет сотрудничать, и в самое ближайшее время с Турчиновым будет встречаться. А отношение к украинскому народу у него самое теплое.
Змитер ЛУКАШУК, Еврорадио