Уже несколько лет в Беларуси работает гражданская инициатива, которая защищает права призывников. Наш собеседник — один из ее активистов, Федор Маслеников.
«Центр прав призывника» появился в конце 2010 года и являлся вначале профильным направлением кампании «За альтернативную службу в Беларуси».
— Тогда все медиа писали о череде судов над призывниками (Смык, Яковенко), которые отстаивали свое право на АГС. Это принесло нам не только популярность, но и новую целевую аудиторию — молодых людей, столкнувшихся с нарушением их прав со стороны военкоматов, — рассказывает Федор Маслеников.
Однако в организацию стали обращаться не только за советом об альтернативной службе. Молодые люди искали юристов, консультантов, которые бы могли объяснить законодательство о призыве. И уже летом 2011 года вовсю заявила о себе соответствующая «горячая линия».
— Она работает и сегодня, кроме того, мы организовали консультации по почте, консультации в социальной сети, — продолжает Федор. — Между призывами (июнь — июль и декабрь — январь) к нам обращаются в среднем 6—8 человек в день (половина по телефону). А непосредственно в «наборное» время пиком нагрузки считаем 20 звонков в день, за два месяца примерно 1000 человек. «Мы» — это три консультанта, руководитель и медийщик.
У нас нет собственного сайта — пользуемся площадкой кампании ags.by. Тем не менее находят и обращаются. «Посезонно» прирост обратившихся составляет 7—10%.
Очень многие призывники приходят в центр не столько за консультацией, сколько за моральной поддержкой: «Скажите, если я сделаю так-то и так-то — все будет хорошо?». В нашем обществе культура коллективного отстаивания своих прав находится в зачаточном состоянии, и потому сегодня центр выполняет также и роль службы доверия.
Военкоматы стараются не замечать нас — видимо, не имеют четкого понимания: опасны мы для них или полезны? — продолжает Федор Маслеников. — Мы взаимодействуем с Министерством обороны на уровне официальных запросов. Пишем о фактах нарушений законодательства сотрудниками военкоматов, если есть хоть какие-то документальные подтверждения. Задаем вопросы по «дыркам» в законодательстве.
По словам Федора, занятые в проекте люди сами так или иначе имели проблемы с военкоматом.
— Мир переворачивается, когда ты понимаешь: к тебе относятся как к расходному материалу, — считает он. — Обычно нас не спрашивают, зачем делаем свое дело, скорее спрашивают, почему не берем деньги? Тут все просто: мы не хотим зарабатывать на этом, мы хотим помогать.
Центр прав призывника не имеет собственных юристов, поэтому он сотрудничает с правозащитниками и юридическими консультациями. С другой стороны, как показывает практика, очень немногие юристы знают законодательство о призыве. Призывникам приходится обращаться в центр после таких платных консультаций «профессионалов».
Призывники и рядовые запаса могут подписаться на рассылку центра по адресу ags.belarus@gmail.com Раз в 2 недели они будут получать информацию о призыве, активности военкоматов, «ноу-хау» очередного призыва, изменениях законодательства.
Бронислав КРУПОВСКИЙ
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…