Украинский гамбит
Ничего, еще приедете ко мне и будете просить, чтобы помог вам. И у вас будет диктатура потом. Из интервью А. Лукашенко украинской телепрограмме «Шустер live». Украинская тема была центральной во внешней политике Беларуси всю прошлую неделю. Причем изобиловала редкими в международной политике крутыми поворотами.
В воскресенье 23 марта А. Лукашенко, отвечая на вопросы журналистов на избирательном участке, заявил о своей поддержке РФ в ее конфликте с Украиной: «Если встанет вопрос, мы всегда будем с Россией». Его объяснения действий РФ в Крыму фактически совпали с российской трактовкой этих событий. Дескать, Украина сама виновата, она «подставилась».
Официальный Киев расценил эти заявления как антиукраинские и отозвал своего посла из Минска. Напряжение между соседями еще больше усилилось после того, как на Генеральной Ассамблее ООН Беларусь проголосовала против резолюции, в которой поддерживалась территориальная целостность Украины. И оказалась в компании 11 международных изгоев вместе с Северной Кореей, Кубой, Сирией и Зимбабве. Кстати, белорусские государственные СМИ фактически скрыли сей неприятный факт.
И чтобы как-то выправить этот антиукраинский тренд, А. Лукашенко дал интервью программе «Шустер live» на украинском телеканале «Интер». В сравнении с его ответами на избирательном участке, акценты здесь были смещены в пользу Украины. Президент Беларуси явно хотел понравиться украинской аудитории. Он снова выступил против федерализации Украины, осудил тех, кто «будоражит» восток страны, упрекал украинских военных за то, что те не защищали Крым.
В этом интервью А. Лукашенко был любопытный сюжет. Президент Беларуси попытался повторять перепевы российской пропаганды о том, что, дескать, после победы Майдана русских в Украине стали преследовать: «Начались практически репрессии… Когда у твоего порога, у твоего родного брата взяли нож и говорят: «Зарежем». Ждать, пока зарежут? Россия отреагировала», — заявил он.
В ответ на ремарку Савика Шустера о том, что ножа «не было», белорусский лидер быстро сообразил, что на украинскую аудиторию, которая хорошо информирована о реальной ситуации в своей стране, такие тезисы российских СМИ не действуют, а вызовут отторжение, и тут же перестроился. Он заявил: «Я знаю, что не было этого ножа… Нет, там не били никого… Но так общество воспринимало в России, точно так воспринимал и Путин это».
Таким образом, А. Лукашенко признал, что российские телеканалы, рассказывая о преследовании русских в Украине, врут, что всё обоснование оккупации Крыма основано на лжи. Это дорогого стоит.
Был еще один показательный момент в интервью. Желая понравиться украинской публике, А. Лукашенко рассказал, как он жестоко подавил свою Площадь во время последних президентских выборов в Беларуси: «В 2010 году вроде бы так элегантно поступили: тех, кто не ломал, не крушил, — оставили, а человек шесть отправили в камеру… А сто с лишним человек отвезли в распределитель. За ночь вроде там человек 50 выпустили, 50 — осталось. В общем, в суд попало, я не помню, человек 20, наверное… Как положено, поступили омоновцы. Я непосредственно управлял этим процессом».
Здесь любопытно не то, что, как обычно, А. Лукашенко путается в цифрах арестованных (6, 100, 50, 20), и впервые он признал, что лично руководил разгоном. Президент Беларуси уверен, что его рассказ о жестоком подавлении уличных акций должен понравиться украинцам, только что похоронившим жертвы преступлений режима В. Януковича. И он предлагает им свои услуги (см. эпиграф). А. Лукашенко вроде бы пошутил, но это как раз тот случай, когда в шутке только доля шутки, остальное — правда.
Еще в интервью есть одна фраза, сказанная между прочим, но выдающая, по Фрейду, подсознательные импульсы. Говоря о захвате Крыма Россией, А. Лукашенко произнес: «Я в страшном сне представляю себе, что это могло произойти с Беларусью»(!). Действительно, от такого «союзника» можно ожидать всего.
Встреча А. Лукашенко с исполняющим обязанности президента Украины А. Турчиновым на фоне жесткого дипломатического демарша официального Киева в виде отзыва своего посла из Минска оказалась неожиданной для всех. Но это можно объяснить неразберихой, которая сейчас царит во властных кабинетах нашей южной соседки.
У этой встречи есть еще один пикантный бэкграунд. Ведь белорусские государственные СМИ вслед за российскими долгое время уверяли, что к власти в соседней стране пришли фашисты. И вот теперь президент Беларуси встречается с Турчиновым. И оказывается, что это совсем не фашист. А. Лукашенко вспоминает, что А. Турчинов был первым вице-премьером во времена В. Ющенко, они вели переговоры, тот произвел хорошее впечатление на руководителя Беларуси. Более того, белорусские телеканалы показывают, как и. о. президента Украины рассуждает о «российской оккупации Крыма». Зрелище для наших телезрителей крайне необычное.
Для А. Лукашенко эта встреча стала очевидным дипломатическим успехом. Она была призвана выправить пророссийский крен, возникший в результате появления на белорусской территории военных самолетов РФ и голосования Беларуси в ООН против Украины. Для официального Минска это стало очередной попыткой вернуться к позиции нейтралитета, разрушить образ сателлита России, приобрести имидж посредника между противоборствующими сторонами.
Что касается руководства Украины, то главный смысл этих переговоров состоял в том, чтобы нейтрализовать угрозу с севера в случае, если конфликт с Россией перейдет в военную фазу. Собственно, об этом А. Турчинов заявил после окончания встречи с белорусским президентом.
В Киеве понимают, что из всех государств Беларусь больше других заинтересована в мирном разрешении конфликта. Ибо в случае войны наша страна слишком много потеряет. С другой стороны, Беларусь является самым близким союзником России. Возможно, в Киеве считают, что А. Лукашенко имеет влияние на В. Путина. И поэтому, рассуждают там, надо использовать хотя бы маленькую возможность привести российского президента в состояние реального ощущения действительности.
Другое дело, что есть реальность, и есть представление о ней. И эти субстанции далеко не всегда совпадают. А. Лукашенко дал заверения А. Турчинову, что Украине не стоит опасаться военной угрозы со стороны Беларуси. Но проблема в том, что в случае войны Россия вряд ли будет спрашивать разрешения у белорусского президента. Как показала история с размещением здесь российских самолетов, зависимость нашей страны от РФ такая, что Москве мало интересно, что думают в Минске. Российские самолеты уже в Бобруйске. И если ружье висит на стене, то в нужный момент оно выстрелит.
Валерий КАРБАЛЕВИЧ
Читайте также: