TOP

«Кормить надо лучше, тогда и не улетят!»

С тех пор как Германия упростила условия въезда в страну и обустройства в ней для двух категорий работников — врачей и инженеров, представители этих профессий в СНГ потянулись на курсы немецкого языка.

Главное, что не устраивает, — оплата труда

Только что беседовала со знакомой, посещающей платные языковые курсы при Институте Гёте в Минске. В ее группе обучаются 18 человек. Из них — 5 врачей, 2 медсестры и 3-4 студента первых курсов медуниверситета. По ее словам, медработники есть во всех без исключения учебных группах. Причем уезжают лучшие по квалификации, те, кто понимает, что обязательно будет востребован и в Германии. Не секрет, что в последние годы многие также подались на работу в Россию и даже на север и юг Африки.

Открывая медицинской тематикой рубрику «Что не так?», поинтересовалась у знакомых медиков, что не устраивает их самих в нынешнем белорусском здравоохранении. В порядке приоритетности ответы распределились следующим образом: 1) оплата труда; 2) отношение к представителям профессии как к обслуге; 3) отсутствие значимого притока новых кадров — достойной смены.

В марте этого года Министерство здравоохранения и комитет по здравоохранению Мингорисполкома собрали журналистов, чтобы рассказать о кадровой ситуации в медицине. Как водится, чиновники попытались убедить общественность (и главного получателя информации), что кадровый голод в медицине — явление универсальное, всемирное. Так, да не так.

В Беларуси незанятых врачебных ставок порядка трех тысяч, или 5% всех мест в медицине. Причем если бы наши врачи работали на одну ставку, а не на 1,4 ставки в среднем, незанятыми остались бы 30% должностей. Наличие вакансий связывают с развитием высокотехнологичной медицинской помощи, появлением новых медицинских специальностей и открытием новых клиник. Есть, конечно, и такие причины.

Но цифры по зарплате медиков говорят сами за себя, лучше объясняя дефицит кадров. За январь 2014 года средняя зарплата работников системы здравоохранения составила 3,902 миллиона рублей (тогда как в промышленности — 5,903 миллиона рублей). У медицинских работников с высшим образованием — чуть больше 6 миллионов рублей, со средним — порядка 3,7 миллиона рублей. Все цифры — начисленная зарплата. Из нее еще вычтут налог. И это — зарплата не на одну ставку, а на 1,26 у среднего медперсонала и 1,4 — у врачей. Прибавки за стаж в медицине — от 100 до 350 тысяч рублей. А у санитаров в больницах в прошлом году зарплата и вовсе была 1,6 — 1,9 миллиона рублей. Так что работники массово уходили в торговые сети.

Конечно, из двух тысяч человек, ежегодно покидающих ряды здравоохранения, далеко не все меняют трудовой профиль. Некоторые выходят на пенсию. А некоторые, напротив, продолжают трудиться даже в весьма почтенном возрасте. И деньги нужны, и родной трудовой коллектив очень просит… Потому что иначе врача того или иного направления в поликлинике не будет вообще.

«Кормить надо лучше, тогда и не улетят!»

Поскольку обратная связь с народом у нашей власти нарушилась, нужна народная «социальная экспертиза». Чем рубрика «Что не так?» в газете «Свободные новости плюс» и будет заниматься по мере возможностей. А граждане могут поддержать эту инициативу не только письмами в газету, но и постоянным обращением с претензиями по существу дела в различные должностные инстанции. Причем желательно письменно (на письма обязаны реагировать). При значительном количестве «сигналов снизу» власть обращает внимание на проблему и пытается ее решать.

К сожалению, традиционные каналы посредничества между народом и властью в виде политических партий у нас не работают. Парламент тоже не обеспечивает должного представительства интересов различных общественных групп. Что же остается бедным людям для самозащиты? Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Придется учиться самоорганизации и активности.

Я не хочу, чтобы мы остались без врачей, медсестер, санитаров, преподавателей вузов, учителей, воспитателей детских садов, библиотекарей… А дело к этому идет. Как говорилось в одной старой телерекламе: «Кормить надо лучше, тогда и не улетят!»

Вложения в здравоохранение, образование и культуру — это инвестиции. Самые выгодные. Потому что это — инвестиции в будущее страны. Почему надо увеличить оплату труда медикам, педагогам и рядовым работникам культуры в 2,5 раза? Потому что это была бы комфортная зарплата (с учетом уровня зарплат в России и плавной девальвации в Беларуси), которая защитила бы страну от массового отъезда или переквалификации людей самых «народных» или значимых для будущего всего народа профессий. Ради этого можно поступиться частью госактивов. И за несколько лет подтянуть экономику. Тогда и «экономическая эмиграция» прекратится. Или минимизируется. И квалификационные требования к работникам можно будет существенно повысить.

Защищать «своих», требовать повышения оплаты труда должны были бы руководители профильных министерств и ведомств. Я уж не говорю об отраслевых профсоюзах. А ведь угроза кадрового голода выходит на общенациональный уровень. Неужели ее не видят аналитики спецслужб и президентской Администрации? А если видят, почему не бьют тревогу? Ведь в аналогичной ситуации по строителям было принято решение о повышении зарплаты в разы. Да и по хирургическим кадрам и работникам реанимации тоже было неплохое «зарплатное» решение. На тот момент.

На моей памяти, единственный раз руководитель ведомства яростно сражался за увеличение финансирования в своей сфере. Это был начальник департамента по исполнению наказаний. Тогда ниже низкого упало выделение бюджетных средств на оплату питания и медикаментов для заключенных. И этот человек не только попросил депутатов о поддержке его позиции, но и пообещал тогдашнему министру финансов в случае отказа в запросе вывести заключенных на плац перед министерством финансов. И приковать себя наручниками к ограде Минфина в знак протеста…

Я не хочу сказать, что руководители других ведомств не лоббируют увеличение финансирования своих отраслей. С этим «отлично» справляются и аграрии, и дорожники, и многие другие. Причем зачастую находят полученным средствам не лучшее применение. Вроде заполнения бочки Данаид. Но вот подумать о нуждах своих подначаленных — это не каждому руководителю дано. Как и гражданское мужество для защиты интересов подчиненных.

Один пример: из-за низкой оплаты труда трудно закрыть нужды офтальмологов в притоке «свежей крови» в клиники и поликлиники. Зато открываются во множестве все новые частные оптики, при каждой из которых работают офтальмологи…

Про дефицит санитаров и колоссальные проблемы с выхаживанием в стационаре уже открыто говорят и чиновники от здравоохранения по линии Мингорисполкома. И просят родственников подключиться к выхаживанию больных. Звучит отчаянное признание: «Мы не можем справиться со своей проблемой — снижением количества младшего медперсонала». Так, может, хватит ссылаться на «мировые тенденции»? Может, стоит стимулировать работников рублем?

Если вы соглашаетесь с невысокой оценкой вашего труда, значит, столько вы и «стоите»?

Что касается второй группы претензий медиков относительно обращения с ними, как с «обслугой». В наших условиях это пока неизбежно. Потому что в чиновничьем сознании девальвирована ценность труда врача, медсестры, санитара (да и педагога тоже). Власть уверена: если вы соглашаетесь с невысокой оценкой вашего труда, значит, столько вы и «стоите». Не больше. Если вы считаете, что ваше мнение ничего не изменит, значит, так и будет. А защитить свое человеческое и профессиональное достоинство без наличия дееспособной гильдии почти невозможно.

Понимание ценности специалистов «народных» профессий придет, когда их будет критически мало. Когда некому станет толково лечить даже чиновников и их семьи. Или когда открыто возропщет народ. А между прочим, «гроздья гнева» уже зреют… Жаль, что чиновники не бывают инкогнито в очередях в поликлиниках. Даже торговые сети нанимают «псевдопокупателей», чтобы увидеть недостатки обслуживания изнутри…

Еще об отношении как к «обслуге». Скажите, зачем применять к врачам в клиниках депремирование за недовыполнение комплекса невыполнимых плановых показателей? Доводится первый план по платному обслуживанию белорусов. А второй план спускается по платному обслуживанию иностранцев. Понятно, что иностранцы-«платники» могут и не появиться. Они же про наш план не знают! А бедный врач будет крайним. И даже если отделение выполнит месячный план по отечественным «платникам», но немного недовыполнит план по иностранцам, суммировать доход от врачебных услуг по этим двум статьям для сводного баланса или перебросить прибыль медучреждения из одной статьи в другую «низ-з-зя»! А почему нельзя?

И кстати: если у нас социализм, так платных услуг в медицинских госучреждениях вообще быть не должно! А то у нас хотят и «рыбку съесть», и бедного врача под любым предлогом премии лишить! Да еще и планы постоянно увеличивают…

Стране нужны свои герои

А теперь — о предложении позитивного общественного проекта для страны (о нем говорилось в самом первом материале рублики «Что не так?»).

Несколько лет назад читала, что испанский король наградил высокой государственной наградой хирурга, которому во время проведения операции стало плохо. И этот профессионал, будучи на грани потери сознания, тем не менее, лично довел операцию до конца.

Такая же история произошла с ныне покойным замечательным врачом, акушером-гинекологом Валерием Оглоблиным. Во время плановой операции «кесарево сечение» с ним случился тромбоз сонной артерии. Хирург попросил поставить ему стул, сказал, что иначе сейчас упадет. И довел операцию до конца. Из операционной врача на носилках доставили прямо в реанимацию.

Оглоблин имел благодарность Французской медицинской академии за спасение жизни практически обреченной роженицы в Алжире. Он помог появиться на свет примерно 30 тысячам новорожденных. Этот хирург усовершенствовал методику, разработанную одним израильским врачом. Наш соотечественник сумел почти вдвое сократить время проведения «кесарева сечения» израильским коллегой — до нескольких минут. Понятно, что при такой продолжительности операции кровопотеря пациентки ничтожна, и ущерб от наркоза для матери и ребенка минимален. Оглоблин оставил по себе не только добрую память у благодарных пациенток, но и целую школу обученных им профессионалов.

Я бы предложила учредить для особо отличившихся врачей орден имени Валерия Оглоблина. Стране нужен позитив, нужны свои герои, на которых можно было бы равняться. Учреждение подобной награды могло бы стать частью того объединительного положительного проекта, который поспособствовал бы обновлению страны.

Ольга АБРАМОВА

Читайте также:

Лечкомиссия: судьба «платников»

Поликлиника №13

Что не так?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.