TOP

Валентина Болбат: Мы чувствуем дистанцию между «вертикалью» и людьми

Валентина Болбат из Верхнедвинска больше 20 лет отдала одной из старейших белорусских партий — БСДП (Грамада). Пришла в нее вскоре после распада Советского Союза руководителем районной организации, завершает партийную карьеру в качестве председателя Витебской областной организации.Сегодня Валентина Васильевна гость «Снплюс». 

— Легкий ли хлеб у партийного лидера?

— Я не могу сказать о себе, что я политик, скорее — активный общественный деятель. Но будь женщин в политике больше, она стала бы чище, менее агрессивной.

Никакого стремления к должностям у меня нет. Так сложились обстоятельства, что возглавила областную организацию — требовалось сохранить структуру… Мы спасали тогда партию.

Однако на последнем съезде 16 марта я попросила освободить меня от должности. Есть внутрипартийные проблемы, а мы не хотим обсуждать их, нет внутрипартийного диалога, нет корпоративного единства…

Чтобы чувствовать себя нужным, партийцы должны втягиваться в общую работу. К сожалению, значительная часть социал-демократов сегодня выпала из нее.

— Вы попросились с поста председателя Витебской организации, но до сих пор ее возглавляете?

— Это непростое решение и для меня лично, и для моих коллег. Мы предложили руководству развернуть внутрипартийную дискуссию. «Грамаде» присущи проблемы, с которыми сталкивается все демократическое сообщество страны, но есть и внутренние проблемы, которые пока не обсуждаются публично.

Два года назад женщины социал-демократической партии создали Белорусскую женскую лигу. Мы решили быть более активными в сфере образования, в решении гендерных проблем. В этой нише я чувствую себя более комфортно.

— Как воспринимают вас люди, «вертикаль»?

— Власть, безусловно, пытается очернять местную оппозицию.

Но… Люди видят и то, что чиновники не в силах измазать неправдой. Могу сказать, например, что очень много сделала для оздоровления детей из Верхнедвинского района в Германии, в Ирландии, в других европейских странах.

— «Вертикаль» повсеместно далека от нужд и потребностей народа. В Верхнедвинске такая же ситуация?

— С людьми надо контактировать. Если власть не может решить ту или иную проблему, скажите об этом честно. Горожане готовы чистить и берега Двины, и заниматься благоустройством старого кладбища… Таких граждан много, но с ними надо работать.

Мы пытаемся. Например, провели семинар о взаимопонимании органов «вертикали» и граждан. Это совместный проект Фонда Льва Сапеги, членом правления которого я являюсь, и ассоциации местных общин «Альда» (Евросоюз). «Альда» официально работает со многими белорусскими регионами: в Ошмянах, Сморгони, других городах. Под некоторые проекты власти могут получить ресурсы.

Мы многое смогли предложить чиновникам. Хочется, чтобы и «вертикаль» шла навстречу общественным инициативам. Раньше руководство города раз в квартал встречалось с негосударственными организациями, по итогам составлялись протоколы поручений. Сейчас, к сожалению, такой практики нет.

— А лично вы находите взаимопонимание?

— Через три года после выхода на пенсию мне доверили охрану культурно-исторического наследия Верхнедвинского района. У нас около 300 памятников, из них 44 — в государственном списке. К тому же я являюсь научным сотрудником музея Ивана Черского, участника восстания Кастуся Калиновского.

В район достаточно часто приезжают известные литераторы. Удалось добиться разрешения на встречу с поэтами Леонидом Дранько-Майсюком, Эдуардом Акулиным. Надеюсь, в нашу глубинку смогут приезжать не только члены провластного союза писателей, но и представители союза белорусских писателей. Тот же Владимир Орлов, который родом из Полоцка.

Между «вертикалью» и людьми существует дистанция, и мы ее чувствуем. Ситуацию нужно исправлять. Если хочешь что-то делать — надо стучаться. Чем настойчивее стук, тем больше шансов на успех.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.