Выборы-2015: чем будет Лукашенко подкупать и пугать электорат?
Де-факто Лукашенко уже начал предвыборную кампанию. Политолог Александр Класковский рассказал о задаче максимум белорусского лидера и о худшем сценарии для белорусского народа.
— Когда Лукашенко говорит о порядке, о стабильности, о 500—600 долларах, он как бы предлагает своей аудитории сравнить ситуацию с той, которая сейчас в Украине, где все уже вверх тормашками, где уже льется кровь, гибнут люди. Иначе говоря, Лукашенко достал из чулана запыленный и приевшийся лозунг белорусской стабильности, и на фоне украинских событий этот лозунг снова заиграл, — констатирует Александр Класковский.
— Ситуация в Украине может измениться или не измениться. Но что можно в любом случае ожидать от фактически уже стартовавшей президентской кампании в Беларуси?
— Да, в отношении украинской ситуации вряд ли кто испытывает большой оптимизм. То есть даже если не произойдет худшего — прямой российской агрессии, все равно понятно, что эта ситуация будет устаканиваться не одну неделю и даже не один месяц. В плане пиара для белорусского официального лидера это фактор долгоиграющий, причем играющий ему на руку. Особенно, если еще удастся удержаться в условно нейтральной позиции в отношении российско-украинского конфликта.
Второй момент. Пиар пиаром, но электорат нужно задобрить материально. И это серьезная проблема, поскольку о тысяче долларов зарплаты, которая когда-то была обещана к 2015 году, Лукашенко старается не вспоминать. И сейчас задача минимум — чтобы не было резкой девальвации, потому что тогда и 500 долларов средней зарплаты не будет.
А задача максимум — раскрутить Россию на щедроты. Лукашенко говорит уже открытым текстом, что будет сражаться за снятие российских изъятий в сфере российских энергоносителей, а точнее, за отмену экспортной пошлины на нефтепродукты, производимые из российской нефти. От России будет требоваться еще ряд уступок: и кредит не помешал бы, чтобы избежать девальвации, и другие проплаты с российской стороны, поскольку иначе будет очень сложно хотя бы символически поднять зарплаты перед выборами.
Лукашенко этого хочет, он знает: когда в течение нескольких месяцев идет усиленная накачка деньгами работающих и пенсионеров, растет и рейтинг президента. Он будет стараться наскрести по всем сусекам, чтобы хоть немного, но повысить зарплаты к выборам.
— А если наскрести не удастся? Ведь Россия уже заявляет, что нефтяные вопросы будут решены только к 2025 году. И может ли в таком случае измениться риторика и поведение Лукашенко?
— Для него все равно остается лазейка, поскольку Москва сказала, что эти вопросы будут решаться в двустороннем порядке. И в Борисове Лукашенко довольно жестко заявил, что может даже торпедировать подписание евразийского договора.
Если предположить худший сценарий, то нас ожидает усиленное промывание мозгов и попытка подороже продать белорусскую стабильность. Будет жесточайшая борьба с коррупцией, будут массовые посадки. То есть номенклатуре мало не покажется. Чем меньше будет денег, тем больше будет пиара, в том числе и за счет того факта, что Лукашенко — безжалостный борец с коррупцией.
И третий эффект — зажимание гаек. Оппозиции во время этой кампании не дадут ни дохнуть, ни охнуть. Уже не будет такого разгула демократии, от которого, по словам Лукашенко, его тошнило в 2010 году. Выборы будут проведены по суровому сценарию с каким-нибудь спарринг-партнером, с зажатой и скованной по ногам и рукам оппозицией. Властью Лукашенко рисковать не будет.
— А чего ожидать тогда средствам массовой информации и медиа в целом?
— Не стоит ожидать либерализации, и дай Бог, чтобы не было серьезного ухудшения в этой сфере. Какое-то время назад просочилась информация о подготовке регистрации интернет-СМИ. Если это будет реализовано, то будет серьезно ограничена свобода слова на этой еще относительно свободной медийной площадке.
Арсенал воздействия на СМИ известен: это и штрафы, и посадки журналистов, и преследование за отсутствие аккредитации. Тут инструментарий уже отточен за много лет, и власть особенно церемониться не будет. Хотя, возможно, самых драконовских мер позволит избежать какая-то попытка перед выборами наладить отношения с Западом. Это тоже известная тактика властей — чтобы не чувствовать себя зажатыми со всех сторон, они стараются чуть-чуть построить глазки Западу в предвыборный период. Но трудно дважды войти в одну и ту же реку, потому что прежняя либерализация закончилась большим обломом, и Запад теперь тоже не особо склонен поддерживать эту игру.
Геннадий КОСАРЕВ, Zautra.by