Политзаключенных не выпустят, потому что их нет
Депутаты Палаты представителей на заседании 14 мая приняли в первом чтении законопроект «Об амнистии в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков».
Как отметил министр внутренних дел Игорь Шуневич, в Беларуси «всегда применяется принцип гуманизма к лицам, отбывающим различные виды наказаний». «Государство не только карает, но и дает исправиться, выйти раньше из мест лишения свободы», — сказал он.
Предполагается, что из исправительных и воспитательных колоний, арестных домов и СИЗО освободят около 2,1 тыс. человек, а из исправительных учреждений общего типа — около 630, отмечает БелаПАН.
Освободят отбывающих наказание за преступления, не представляющие большой общественной опасности. Однако амнистия не затронет осужденных за убийство или умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть. Это же касается и тех, кто отбывает наказание за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств. Также под амнистию не попадут пьяные водители. Не будут освобождены и те, кто совершил преступление против половой неприкосновенности или половой свободы в отношении несовершеннолетних.
Эксперты говорят, что нынешняя амнистия в остальном практически полностью повторяет предыдущую. К примеру, не выйдут на свободу те, кто неоднократно нарушил закон, особо опасные рецидивисты с пожизненным сроком заключения, не возместившие ущерб от преступления и расходы на содержание детей на государственном обеспечении, либо задолженность по алиментам.
Как подчеркнул Игорь Шуневич, проведение амнистии не окажет негативного влияния на криминальную обстановку в обществе.
На вопрос БелаПАН, подпадут ли под очередную амнистию те, кого Запад и правозащитники считают политическими заключенными, Шуневич ответил: «Такого термина, как «политзаключенный», в данном законе нет и быть не может. Подпадут под амнистию те, кто совершил преступление, не представляющее большой общественной опасности».
Правозащитники считают, что политзаключенных амнистия не коснется и в этот раз.
Руководитель юридической службы Белорусского Хельсинкского комитета Гарри Погоняйло отметил, что пока полного текста амнистии нет, «но мои коллеги говорят, что он почти полностью повторяет предыдущий, а значит, надеяться на то, что будут освобождены наши политзаключенные, не приходится».
Эксперт отметил, что проект закона об амнистии предполагает отсутствие у осужденных фактов нарушений режима отбывания наказания.
«И в предыдущих законах была такая запись, что не применяется амнистия к тем, кто злостно нарушает режим в местах лишения свободы. А значит, он подвергается соответствующим наказаниям со стороны администрации. А мы знаем, что практически все наши политзаключенные подвергались административным взысканиям и вряд ли могут рассчитывать на эту амнистию», — считает Гарри Погоняйло.
Руководитель юридической службы БХК отмечает, что официальные белорусские власти не признают наличие заключенных по политическим мотивам. «Но есть международные стандарты в области правосудия, разработаны на Западе критерии, кого относить к политзаключенным. И их используют правозащитные организации к политически мотивированным приговорам», — подчеркнул он.
Например, эксперты закрытого властями правозащитного центра «Весна» считают политзаключенными 8 человек, в числе которых Николай Статкевич, Эдуард Лобов, Алесь Беляцкий, Николай Дедок, Игорь Олиневич, Василий Парфенков. Относительно анархистов Евгения Васьковича и Артема Прокопенко правозащитники отмечают несправедливую квалификацию совершенных ими правонарушений и чрезмерность наказания. Правозащитники считают, что молодые люди «отбыли уже достаточное лишение свободы для совершенного поступка и содержание их впредь в заключении политически мотивированно».
По новой амнистии на свободу могут выйти заключенные, которые были осуждены на срок до 5—6 лет лишения свободы, считает Гарри Погоняйло. По его мнению, речь может идти «о кражах и грабежах с первым осуждением человека на тюремный срок». Также амнистию могут применить к тем, кто совершил экономические или налоговые преступления.
Также под амнистию традиционно попадают те, кто отбыл значительную часть наказания.
В этом году амнистию приурочили к 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Предыдущие массовые освобождения также были связаны с годовщинами победы в Великой Отечественной войне или освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Гарри Погоняйло считает эту традицию странной. «Такие акции носят гуманный характер, их можно только приветствовать. Хотя, что касается этих годовщин, может, это и не совсем правильно делается. Я бы предложил, чтобы подобный акт от имени государства применялся ко дню провозглашения независимости белорусского государства», — считает эксперт.
Он отметил, что такие акции направлены не только на заботу о собственных гражданах, но в некоторой степени и на внешний имидж страны. Однако требуемого эффекта может и не быть.
«Действительно, применяется амнистия как цивилизованный и гуманный акт по отношению к своим собственным гражданам. А с другой стороны, во время проведения чемпионата по хоккею продолжаются превентивные задержания наиболее активных представителей гражданского общества. Этим самым подтверждается, что в нашей стране по-прежнему нарушаются права человека», — отметил Гарри Погоняйло.
Кстати, министр внутренних дел Игорь Шуневич заявляет, что такой меры как «превентивные задержания» не существует. По его словам, все общественные активисты, задержанные и осужденные за последние дни, совершили административные правонарушения.
«Нет и быть не может такой дефиниции, как «превентивное задержание». Задержания были тех лиц, которые совершили административные правонарушения — хулиганство, неподчинение сотрудникам милиции и так далее. Такие задержания были, есть и будут продолжаться», — заявил глава МВД.
Однако, отметил Гарри Погоняйло, это не единственный момент, на который необходимо обратить внимание в связи с амнистией.
«Мы практически каждые два года, а то и чаще, сталкиваемся с законами об амнистии. И из мест лишения свободы освобождаются от трех до шести тысяч заключенных. Как правило, амнистия применяется к осужденному впервые. Это свидетельство того, что суды неправильно выбирают меру наказания. Необходимо меньше сажать граждан», — уверен правозащитник.
Кроме того, одной из причин частых амнистий является и экономический аспект. В стране в год тюремный срок отбывает около 40 тысяч человек. «Государство наше экономически слабенькое, не может прокормить столько осужденных», — отмечает Гарри Погоняйло, еще раз подчеркнувший, что снижать издержки необходимо путем либерализации мер наказания.
Мария ГРИЦ, БелаПАН