Белорусский Энди Уорхол — Сергей Гриневич
Уроженец Гродненщины Сергей Гриневич — на сегодняшний день является одним из самых популярных и востребованных художников в Беларуси. Минские музеи и галереи почитают за честь устраивать вернисажи его работ. В данный момент Национальный художественный музей Беларуси демонстрирует живопись Сергея Гриневича в рамках проекта «Шантаж аттракционов», открытие которого состоялось при многолюдном стечении публики на Ночь музеев 17 мая 2014 года.
Предыдущая столичная выставка живописи Сергея Гриневича состоялась в декабре 2013 года в Музее современного изобразительного искусства. Проект носил название «Кастинг», и как все творчество мастера, был посвящен проблеме преобладания визуальных образов в современной жизни.
Открытие проекта «Кастинг» в Музее современного изобразительного искусства, Минск. Слева — директор музея Наталья Шарангович, справа — Сергей Гриневи на фоне своей работы. Фото Маркиной Татьяны.
В чем же заключается секрет столь завидной популярности Сергея Гриневича? Попробуем проследить этапы его восхождения на белорусский художественный Олимп. Родился в поселке Красносельский Волковысского района Гродненской области в 1960 году. Учился в Республиканской школе-интернате имени И. О. Ахремчика для одаренных детей, после чего поступил в Белорусский театрально-художественный институт на отделение монументально-декоративного искусства. Институт закончил в 1983 году, вернулся на родную Гродненщину. С 1982 года уже участвовал в художественных выставках. В 1988 году вступил в Белорусский Союз художников.
Сергей Гриневич — пламенный патриот своего города. Гродно украшают около 50 его монументальных росписей и витражей. Городские галереи Гродно также с удовольствием сотрудничают с художником, популярным не только в республике, но и в Западной Европе. Множество картин художника нашли прописку в белорусских и зарубежных частных коллекциях, а также в государственных белорусских музеях. Согласно опросу, составленному одной из гродненских галерей, работы Гриневича возглавляют «Топ самых дорогих картин» региона.
Творчество Сергея Гриневича многогранно и контекстуально. Его картины содержат в себе аллегорические вопросы и варианты ответов на актуальные проблемы эпохи, демонстрируют попытку осознать причины исторических и культурных процессов, происходящих в обществе, рефлексируют на темы нравственности и духовности. Художник с помощью кисти, красок и холста изучает влияние масскульта на сознание человека, ведет завуалированный диалог со зрителем, и тот не остается равнодушным. Личные переживания художника, изложенные в нестандартной для белорусского зрителя яркой манере, свидетельствуют о своеобразном вызове общественности, которая, несмотря на прогресс, также находится в погоне за «хлебом и зрелищами», как и много веков назад.
Не всегда творчество художника остается понятым до конца. Так случилось, например, в Бресте, где Сергей Гриневич в рамках проекта «Арт-Забор» представил триптих «Роль», в котором содержится аллюзия на чаплиновский фильм «Великий диктатор». Изображенный на первом портрете Адольф Гитлер, путем «распада на пиксели», постепенно эволюционирует в Чарли Чаплина, изображенного на последнем портрете. Этот «цифровой распад» на холсте или «оцифровка реальности» — собственная «фишка» Сергея Гриневича, по которой сразу можно определить автора. В преддверии майских праздников с брестского Арт-Забора были сняты две части триптиха с «распадающимся» фюрером.
Вот что сказал сам художник о работе над этим сюжетом: «Для меня работа над этой картиной была также субъективной попыткой поразмыслить над понятиями добра и зла, попыткой отыскать визуальный код их взаимопроникновения, нащупать порой неуловимую границу между ними».
Арт-Забор в Бресте с триптихом Сергея Гриневича «Роль». Фото с сайта http://www.t-styl.info/
Своим творчеством Сергей Гриневич борется со стереотипами и штампами, навязываемыми сегодня массовой культурой. Глянец и фотошоп подменяет людям действительность. В погоне за новомодными гаджетами и «эталонной красотой», которые активно муссируют средства медиа, человек теряет собственную индивидуальность и порой выглядит со стороны смешным. Создание художником на холсте «парадоксальных мемов», порой в кичевой форме, свидетельствует о его активной гражданской и жизненной позиции. Его творчество — это целое явление в современной белорусской визуальной культуре, которое можно сравнить с появлением Энди Уорхола на американской художественной сцене. Что еще является общим в творчестве обоих художников, так это использование красок кислотных оттенков.
Афиша выставки Сергея Гриневича в Киеве. Фото с сайта http://today.kiev.ua/
Весь творческий путь Сергея Гриневича неразрывно связан родным Гродненским краем. Именно здесь черпает художник свое вдохновение, и именно сюда возвращается после путешествий по мировым арт-форумам, где достойно представляет актуальное искусство Беларуси. Микс направлений и стилей в его работах — это отражение взаимопроникновения культур находящегося на перекрестке географических и исторических путей Гродненского региона, синтез творческих традиций западной и восточной Европы.
К художнику сегодня пришло заслуженное признание. Это констатируют и критики, и собратья по цеху, и публика. Но самым очевидным свидетельством является то, что работы Сергея Гриневича находятся рядом с произведениями Боттичелли, Дюрера, Кранаха, Риберы и Сурбарана в одной из самых известных европейских частных коллекций — собрании Фридриха Кистерса в швейцарском Кройцлингене. Там же Сергея круглый год ждет просторная мастерская-студия. Но, поработав в ней обычно 2 раза в году по три недели, мастер возвращается «на круги своя» — все дороги Сергея ведут в Гродно.
Татьяна МАРКИНА