У Минска просыпается интерес к «Европейскому диалогу о модернизации»
Несмотря на то, что изначально официальный Минск отказывался участвовать в «Европейском диалоге о модернизации с Беларусью» (ЕДМ), в последнее время власти все же проявляют интерес к реализации совместных с Брюсселем проектов.
Так, в ходе визита в Беларусь директора департамента России, «Восточного партнерства», Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешних действий Гуннара Виганда 28 мая в Минске прошел первый раунд консультаций между Беларусью и Евросоюзом по вопросам модернизации.
От неприятия — к консультациям
Напомним, программа ЕДМ была одобрена Советом ЕС 23 марта 2012 года. Она предусматривала многосторонний обмен взглядами и идеями между ЕС и представителями белорусского гражданского общества, политической оппозиции о реформах, необходимых Беларуси, развитии ее отношений с ЕС и о возможной поддержке со стороны Евросоюза.
Диалог изначально был сосредоточен на четырех ключевых сферах: политическая реформа; реформа судебной системы и человеческие контакты; вопросы экономической и отраслевой политики; торговля и рыночные реформы. Официальный Минск от участия в программе отказался.
«Мы не участвуем в европейском диалоге о модернизации, который был запущен без участия представителей Беларуси и без консультаций с белорусским правительством», — заявила заместитель министра иностранных дел Елена Купчина в сентябре прошлого года.
Однако сейчас очевидно, что позиция официального Минска претерпевает некоторые изменения. Стороны в формате консультаций нащупывают приемлемый формат сотрудничества в вопросах модернизации.
Беларусь на переговорах 28 мая представляла та же Купчина, в состав делегации ЕС, кроме Виганда, вошли директор по вопросам политики соседства Генерального директората по развитию и сотрудничеству Еврокомиссии Михаэль Кёлер, глава представительства ЕС в Беларуси Майра Мора, эксперты департамента Еврокомиссии по экономике и финансам, предпринимательству и промышленности, развитию и сотрудничеству.
По информации пресс-службы МИД Беларуси, главной целью консультаций по модернизации является «обозначение лучшей будущей формы взаимодействия между правительством Республики Беларусь и Европейским союзом». Состоялось предметное обсуждение вопросов развития малого и среднего предпринимательства, макроэкономической политики, управления экономикой, приватизации, реструктуризации финансовой системы Беларуси.
«Рефорум»: что за новым брендом?
Стоит отметить, что на старте ЕДМ часть белорусской политической оппозиции заявляла о желании участвовать в программе и выступить заказчиком реформ. Однако очевидно, что в нынешней политической ситуации провести какие-либо реформы в Беларуси без согласия и участия властей невозможно. Что касается работы в экспертных группах в рамках ЕДМ, то там оппозиция ничем особо не выделилась. По сути, инициатива Брюсселя медленно угасала.
Сейчас Еврокомиссия делает ставку, в частности, на проект «Рефорум», который разработан в рамках ЕДМ зарегистрированным в Вильнюсе Белорусским институтом стратегических исследований (BISS).
Проект рассчитан на два года и будет состоять из четырех полугодовых циклов. В рамках каждого цикла представители власти, бизнеса, гражданского общества и общества в целом будут формировать символический заказ экспертам, которые, в свою очередь, выработают предложения для реализации этого заказа.
Как подчеркнул академический директор BISS Алексей Пикулик, проекты реформ должны быть релевантными, действительно полезными для страны, реализуемыми независимо от политической обстановки, выполнимыми силами экспертного сообщества, а также — лежать в тех областях, в которых у Европы накоплен большой опыт (планируется «интеллектуальный импорт», привлечение экспертов из ЕС).
При этом для политической оппозиции специальной ниши в «Рефоруме» не предусмотрено. Хотя двери для партий и движений открыты, но «Рефорум» позиционируется как максимально деполитизированный проект. И хотя это лишь проект в рамках ЕДМ, многими он воспринимается как замена так толком и не начавшегося «Европейского диалога о модернизации».
Российский фактор тоже мог сработать
Политолог Алесь Логвинец обращает внимание на то, что интерес Минска к диалогу с ЕС по вопросам модернизации проявляется в свете нового потепления отношений с Европой.
«Понятно, что каких-то значимых результатов не будет, — сказал эксперт в интервью БелаПАН. — В то же время мне кажется, что параллельно развиваются процессы, которые без этого не развивались бы: есть техническое сотрудничество властей с ЕС, обсуждается соглашение об упрощении визового режима и так далее. Все это идет такой пакетной инициативой, мне кажется».
По его мнению, Минск пересмотрел свое отношение к ЕДМ и сотрудничеству с ЕС в том числе и из-за «не совсем однозначных отношений с Россией».
«Ситуация меняется, и властям нужно для баланса российского вектора иметь отношения и с ЕС. Этого ожидает, как мне кажется, и белорусское общество», — отмечает собеседник БелаПАН.
ЕС же исходит из логики, что, развивая ЕДМ, и в частности проект «Рефорум», удастся в какой-то мере объединить процессы, происходящие во власти и в гражданском обществе.
В то же время Логвинец сомневается, что власти Беларуси будут готовы к радикальным реформам во всех сферах.
«Возможно, пойдут на какие-то реформы в экономической сфере. В политической сфере со стороны властей пока вижу только доказательства того, что они хотят заморозить развитие политических процессов в Беларуси», — сказал политолог.
Потенциал сотрудничества ограничен спецификой политического режима
В свою очередь, политолог Юрий Чаусов отмечает, что пока сложно комментировать перспективы «Рефорума» и ЕДМ в целом.
«Этот проект только начался, как и вторая фаза ЕДМ. И пока не очень публично развивается. Так что стоит дождаться первых результатов», — отметил собеседник БелаПАН.
При этом он подчеркивает, что если будет политическая воля, то проекты, разработанные в рамках ЕДМ, могут быть включены «в состав диалога в широком плане между Минском и Европой».
«Если же политической воли не будет и потепления в отношениях в связи с этим не наступит, то судьба новой фазы ЕДМ будет такой же, какой была у первой фазы. Тогда это был не диалог, а монолог, потому что власти от участия отказались», — сказал Чаусов.
Предложенная сейчас структура инициативы может больше соответствовать интересам официального Минска. Кроме того, этот проект может быть имиджево выгоден белорусским властям, в том числе и накануне президентской кампании.
В то же время, подчеркивает Чаусов, вопрос о проведении или непроведении реформ решается в Беларуси «отдельно на политическом уровне».
«Наработки в рамках «Рефорума» и ЕДМ могут быть использованы, но сами по себе подтолкнуть Минск к принятию каких-то решений о реформах вряд ли могут», — резюмировал Чаусов.
Татьяна КОРОВЕНКОВА, Naviny.by