Простая ложь
В электричке под Фаниполем напротив меня женщина говорила по телефону. Она и не пыталась прятать свой разговор: голос был достаточно громким, чтобы все окружающие могли слышать, о чем речь.
— Да, я выправила ему на шестерку. А ты скажи Ивановне, чтобы по физкультуре тоже исправила, пусть хотя бы семерка. А по математике у него что? Да что ж он, дурень, такой?! Давай тоже шестерку…
Она продолжала говорить. Обсудила оценки и способности еще нескольких учеников, поговорила о школе и очень, очень волновалась за статистику как школы, так и районо.
Мы, сидевшие рядом с ней, всё слышали, но делали вид, словно ничего необычного не происходит…
Да, когда я был школьником, наши учителя тоже выправляли нам оценки. Мы к этому спокойно относились. Но мне кажется, делали это тогда не так открыто… С другой стороны, ведь и сотовых телефонов не было!
Но сейчас, слушая разговор «училки», подумалось вот о чем.
А чем фальсификация оценок ради лучшей статики и во имя заботы о школе отличается от фальсификации выборов во имя заботы о стране?
Ведь один и тот же принцип действия: просто надо подтереть «плохую» цифру и, по договоренности с руководством, поставить лучшую. И школе будет хорошо, и районо!
Просто и гениально!
Честно говоря, никогда раньше не связывал эти два действа. А теперь они сложились, словно две шестеренки (шестерки?). И завертелось…
Я подумал и про зарплату учителей, и про потерю уважения, престижа профессии.
Про то, что мой сын тоже пойдет в школу и будет вместе с классом спокойно смотреть, как исправляют оценки. Считать, что это нормально, что это часть жизни — такой небольшой обман… Ну, подумаешь, обман… Но ради чести школы! Ведь и остальные так же накручивают школьную успеваемость и школьный авторитет!
И ему не скажет директор, что на самом деле это полностью уничтожает уважение и возможность принимать верные решения. Решения, которые будут развивать, а не вредить ради хорошей картинки.
Только что в школах прошли выпускные. Учителя сказали речь про взрослую жизнь, им подарили цветы и пообещали никогда не забывать.
Однако многие забудут. Не потому, что «воспитаны неблагодарными», а потому, что эти речи, эти отметки, подтертые ластиком, эта хорошая статистика по районо не соответствуют правде.
Сегодняшние выпускники поступили в школу в 2003 году. Они были первоклашками, когда прошел референдум, который дал право Александру Лукашенко не уходить из власти. Они шли в третий класс, в стране выбирали президента и кидали ребят в автозаки. Потом были местные, парламентские, снова президентские и снова парламентские выборы. В этом году прошли местные — а они уже выпускники…
И ни разу, ни разу их учителя не отказывались фальсифицировать итоги голосования.
Ни разу они не видели, чтобы их учителя возмутились своей маленькой зарплатой и потребовали большего.
Их учителя литературы не привели их на похороны Бородулина и Буравкина, не объявили в классах минуту молчания.
Школа отказала им в примерах, что значит быть гражданином. Зато она дала им миллион возможностей увидеть, как следует «выживать» в системе.
Мы видим обвально понижающийся уровень и образования, и образованности. В прошлом году 20% выпускников не смогли сдать централизованное тестирование.
А в итоге?
Грустная картинка: половина вчерашних школьников думают, как бы поскорее уехать из Беларуси!
Может ли все это быть основой развития и процветания страны, нашего народа?
Нет. Это лишь основа процветания для чиновников.
…Учительница перестала говорить. Посмотрела на меня. Оказывается, все это время я смотрел на нее в упор.
— Скажите, разве это нормально? — спросил я.
— А что?! — риторическим вопросом ответила мне учительница.
Дальше мы ехали молча… Так и вся наша страна: едет молча, принимая подтасовки и фальсификацию как само собой разумеющееся и вполне допустимое. Далеко на таком «поезде» мы, наверное, не уедем.
Андрей ДМИТРИЕВ