Что будет главным на выборах-2015? Принял ли он решение вновь баллотироваться в президенты? Готов ли уступить место молодым? Обо всем этом рассказывает один из лидеров оппозиции Александр Милинкевич.
— Дошли слухи, что вы приняли решение участвовать в президентских выборах…
— Слухи разные ходят… Жаль, что не всегда они ко мне первому попадают! Я всегда говорил, что в качестве кандидатов должно участвовать молодое поколение. Но если Конгресс демократических сил мне твердо скажет, что «ты должен идти», то я это, безусловно, выполню. Ибо я человек командный, человек долга. Но лучше, чтобы пошли молодые.
Я думаю, что не личность все решает, не красота кандидата, не то, насколько он привлекателен для женщин и как умеет выступать. Главное — с чем пойдет кандидат. Это должен быть кандидат, для которого независимость страны — абсолютная ценность, для которого европейская дорога — очень важная для Беларуси, чтобы сохранить эту независимость. Белорусское возрождение также должно быть очень важным для этого кандидата. И здесь не должно быть такого подхода: у кого сегодня больший рейтинг, у кого большая команда… Команда должна быть общая, так как самодостаточных структур сегодня нет. И дай Бог сделать приличную кампанию усилиями всех политических и общественных структур. Поэтому прежде всего нужно поставить цель: «Чего мы хотим достичь на выборах, на которых не считают голоса?» Я считаю, мы должны укрепить проевропейские настроения и желание белорусов жить в своем самостоятельном государстве. Если будет такой результат, то это уже хорошо. Хотя бороться за победу всегда нужно, и никогда не известно, когда она придет. Надо честно работать, а не играть в политику. А уже под это нужно подобрать человека, который полностью соответствует, который не предаст, который будет твердо стоять на пробелорусских принципах.
Если поставить целью набрать как можно больший процент голосов, то, я считаю, в наших условиях этого недостаточно. Прежде всего — нужно изменение менталитета людей, изменение их настроений. Особенно после того, что натворила у нас в последние месяцы российская пропаганда. Надо бороться с этим, надо думать и про выборы, и про завтра, и про послезавтра. Ведь самые важные выборы будут, когда Лукашенко уйдет, первые выборы после него. И если общество будет таким, как сегодня, мы проиграем Беларусь, о которой мечтаем. Поэтому выборы будут использоваться как возможность большой информационно-пропагандистской кампании.
— Поделитесь конфиденциальной информацией: кого ваше движение предлагает в качестве единого?
— Это наше внутреннее дело. Мы хотим договориться, на конгресс лучше идти тогда, когда лидеры договариваются. А не на самом конгрессе бороться до последнего, ведь потом трудно создавать команду. Речь ведь идет не о том, чтобы выбрать единого кандидата, а потом все разбежались. Мы должны так сыграть, чтобы большинство лидеров, а значит, и структур поддерживали одну кандидатуру. Вот тогда конгресс будет эффективным.
— Но время идет, ничего оптимистичного о едином не слышно, вас это не настораживает?
— Пессимизм присутствует и в комментариях, и в высказываниях экспертов. Я верю, что может получиться. И работаю на это.
— А что это за политик, который не хочет сам быть лидером? Что, время политика Милинкевича прошло?
— Моя позиция соответствует настроениям общества. Из социологических опросов известно, что люди хотели бы новых лиц. «Старая» оппозиция сделала несколько капитальных ошибок в кампаниях, борьба внутри оппозиции для многих стала важнее борьбы за демократию и независимость. Поэтому и рейтинги такие низкие у политических партий и лично у лидеров. Новое лицо может сработать в хорошем смысле. Есть достойные люди. Более энергичные, более образованные, со знанием языков. Кто понимает, как работает цивилизованный мир. Такие люди есть, но они не раскручены. Но для этого и существуют конгресс и выборы.
— Не все политические силы участвуют в переговорах по единому кандидату. Можно ли избранного не всеми считать единственным? Особенно, если остальные выставят своих кандидатов на выборах…
— Разумеется, желательно, чтобы объединились все. Но есть и другая сторона: как я могу работать на кандидата, у которого позиция будет не проевропейская? Это раньше мы объединялись по принципу: «Против кого дружим?». И все дружили против Лукашенко, потому что он, дескать, диктатор, а мы демократы. А сейчас ситуация иная, и кроме разговоров о нарушении прав, об отсутствии выборов мы должны людям говорить о позитивном. А это позитивное для различных групп даже в оппозиции разное. И видение будущего разное. Поэтому, может, и не удастся всех объединить. Но если удастся объединить все пробелорусские, проевропейские структуры, то уже хорошо.
Давайте учитывать и то, что Москва во всех выборах активно участвовала. И целью ставила не снять Лукашенко с поста, а разобщить демократические, пробелорусские силы и уменьшить проевропейские настроения. В этом была цель поддержки Россией определенных кандидатов. На всех выборах. И на этих будет то же, возможно, даже в более жесткой форме. Самое опасное для Москвы и в Украине, и в Беларуси — то, что страны могут пойти в Европу.
Змитер ЛУКАШУК, «Еврорадио»
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…