Между Минском и Москвой наметилось новое напряжение в двух важных вопросах — нефть и оружие.
Российский налоговый маневр в нефтянке грозит подсечь прибыли белорусской нефтепереработки, а если смотреть шире — выгоды евразийской интеграции. Также не от хорошей жизни Александр Лукашенко велел создать в стране полный замкнутый цикл производства перспективных образцов вооружения.
Налоговый маневр подрубает белорусскую нефтянку
Между союзниками идут переговоры о компенсации потерь белорусских НПЗ в связи с российской отраслевой налоговой реформой. По данным агентства Прайм, белорусская сторона прикинула, что в следующем году недосчитается из-за этого маневра 250 млн долларов. Дальше — больше: 2016 год — 300 млн, 2017-й — до 370 млн. Критики евразийской интеграции могут позлорадствовать: белорусские власти, мол, за что боролись, на то и напоролись. Минск требовал ликвидации всех изъятий и ограничений в рамках Таможенного союза, в частности, хотел свободного рынка нефти. Хотели — так вот нате вам! Сейчас дело к этому и идет. Россия решилась-таки на трехлетний налоговый маневр: резко снижая нефтепошлины (с нынешних 385 до 80 долларов за тонну), там будут соизмеримо поднимать налог на добычу полезных ископаемых.
Но это означает, что никто не собирается дарить Беларуси лишние деньги, нефть для нашей страны будет дорожать. Между тем доселе наш бюджет исправно пополнялся валютой за счет выгодного экспорта нефтепродуктов из дешевого российского сырья. Сейчас рентабельность двух отечественных НПЗ может пошатнуться, сбывать бензин и солярку с прежним наваром уже не удастся.
В мае белорусское руководство старалось подороже продать свою подпись под договором о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который должен заработать с 1 января 2015 года. В частности, удалось вырвать у Москвы полтора миллиарда долларов нефтепошлин на 2015 год (ныне они идут целиком в российский бюджет).
В дальнейшем, мечтал Лукашенко, договоримся, чтобы нефтепошлины вообще оставались в нашем бюджете. Но теперь выясняется, что налоговый маневр превращает этот куш в шагреневую кожу.
Выгоды евразийской интеграции скукоживаются
С точки зрения интересов российской экономики налоговый маневр — «абсолютно оправданный шаг», отметила минский эксперт в вопросах энергоносителей Татьяна Манёнок.
Причем этот шаг обсуждался давно, отмечает эксперт. Другое дело, что в Минске, возможно, не верили в решимость Москвы пойти таким путем.
Конечно, нет худа без добра. По словам Манёнок, новая ситуация заставит белорусскую сторону повышать эффективность нефтепереработки, совершенствовать номенклатуру и логистику отраслевого экспорта (занимать более дорогую нишу светлых нефтепродуктов, меньше гнать через порты, а больше сбывать по соседству, например, на Украину, в ту же Россию). На внутреннем рынке, возможно, придется снижать акцизы.
При этом на переговорах с Россией Минск, вероятно, будет настаивать на уступках, бонусах в других сферах, скажем, попросит еще один кредит, прогнозирует собеседница.
Во всяком случае, торпедировать евразийский договор Лукашенко не отважится. Да у него и нет выбора. Без российских субсидий экономика загнется в два счета. Реформы перед президентскими выборами? Упаси боже!
С другой стороны, и Владимиру Путину не с руки чересчур обделять едва ли не последнего союзника. Так что некий компромисс по нефти (и не только) стороны, видимо, вымучат.
Однако при этом Минску явно придется умерить аппетиты. Лукашенко и в мае-то подписывал бумаги относительно ЕАЭС без восторгов, повторяя: это не совсем тот договор, что мы хотели.
Нефтяной маневр союзника лишний раз подтвердил старую истину: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Оружие: ползучее эмбарго Москвы
Похоже, тают надежды белорусского руководства и на модернизацию армии за счет российской щедрости.
Прошедшее в Минске 23 сентября совещание по вопросу создания производства перспективных образцов вооружения может свидетельствовать и о том, что Лукашенко «теряет терпение», заявил военный аналитик Александр Алесин.
«…Никто вам ничего не продаст, если вы не создадите сами! — горячо убеждал подчиненных президент и главнокомандующий. — Даже если с кем-то договоритесь сегодня о разработке каких-то видов оружия, надо иметь в виду, что завтра этот партнер от вас уйдет. Никто не даст и не продаст даже за большие деньги то, что нам сегодня нужно — перспективные виды вооружения. Вы видите это на примере нашей соседней Украины».
Сами понимаете, что в области вооружения Беларусь сотрудничает отнюдь не с «коварным монстром НАТО». Главный партнер — Россия.
Так вот, при всей громогласной риторике о братстве по оружию Москва де-факто практикует, как выразился Алесин, «ползучее эмбарго» на поставку новых вооружений.
«Нам давно были обещаны новейшие комплексы ПВО, самолеты, «Искандеры», но все это откладывается из года в год или идет со скрипом», — напоминает собеседник.
Напрашивается вывод, что Кремль предпочитает не усиливать армию союзника, а приходить в Беларусь со своим оружием.
Вот лишь один пример. Лукашенко давно (и особенно после казуса со шведским плюшевым десантом) просил Путина подбросить пару десятков боевых самолетов: парк отечественных ВВС ветшает катастрофически.
В частности, была надежда, что Беларуси отжалеют партию Су-30К, которые после эксплуатации в Индии модернизировались на авиаремзаводе в Барановичах. Но машинки частично уже ушли в Анголу…
Впрочем, российские истребители в Беларуси появились, но… с российскими же экипажами. Пока на аэродроме в тех же Барановичах дежурит звено, а в перспективе намечено разместить полк российской истребительной авиации. На фоне украинских событий россияне тихо облюбовали и аэродром в Бобруйске.
Иначе говоря, Кремль берет белорусское небо в свои руки.
Главнокомандующий не хочет превращаться в свадебного генерала
Если так пойдет, то через какое-то время «оборону западных рубежей Союзного государства» Москва в основном возьмет на аутсорсинг, а местный главнокомандующий может превратиться в мало что решающую фигуру.
Сами понимаете, что такая перспектива не греет Лукашенко. Особенно после Крыма. Не случайно он упомянул на совещании по вооружению аховое положение южных соседей. Вчера было славянское братство, сегодня — война.
Конечно, у Беларуси не хватит силенок на 100% обеспечить себя оружием (тем более что у нас до черта еще советской техники, производители которой остались в России), но в пропорции 50:50 — вполне возможно, считает Алесин.
У белорусского ВПК хорошие наработки в области средств ПВО, радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной разведки, автоматизированных систем управления войсками и оружием. «Это наши коронки, здесь мы можем не только обеспечить свои потребности, но и на мировой рынок выйти», — отмечает эксперт.
Сейчас появилась возможность перехватить технологии и даже кадры украинской оборонки, о чем белорусский руководитель открытым текстом говорил по весне на том же 558-м авиаремзаводе в Барановичах.
Два авторитарных лидера, Лукашенко и Путин, крепко скованы одной цепью, и вариант «Витебской народной республики» в обозримой перспективе выглядит почти нереальным. Но при этом очевидно, что союзники не доверяют друг другу. На совещании по вооружению из уст Лукашенко многозначительно прозвучала древняя максима: «Хочешь мира — готовься к войне».
Александр Класковский, Naviny.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…