Система теплоснабжения Минска нуждается в реконструкции, а вся сфера — в новой государственной стратегии. Об этом накануне отопительного сезона заявил директор унитарного предприятия «Теплосети» Михаил Шурим.
— Могут ли минчане быть уверены, что зимой с системой теплоснабжения в столице все будет хорошо?
— К сожалению, нет. И вот почему. В декабре 1994 года в Минске произошла крупная авария в теплосети, вмешался президент Александр Лукашенко. После этого Совбез принял решение, что проблема теплоснабжения Минска — это вопрос государственной безопасности и поручил Совету министров ежегодно менять по 120 км теплосетей, потому что срок службы тепловых сетей — 25 лет, и каждый год должно меняться 4% от общего объема сетей. Однако решение не выполняется. В Минске всего около трех тысяч километров труб теплопровода, меняется значительно меньше. Это недостаточно, так как процесс старения труб не остановлен, у нас ежегодно накапливается значительное число труб, которым больше 25 лет.
Безусловно, состояние наших труб лучше, чем в России, но хуже, чем в Европе. Если бы «Минскэнерго» и «Минсккоммунтеплосеть» не выполняли очень большие работы по обслуживанию тепловых сетей, мы бы уже давно имели серьезные аварии. Однако того количества, которое меняется, недостаточно. Теплосети в Минске надо менять кровь из носа, так как состояние теплосетей угрожает безопасности столицы. Старые трубы в определенный момент могут не выдержать давления, котельные остановятся, а в двадцатиградусный мороз — это катастрофа.
— Но ведь каждое лето в минских квартирах отключают горячую воду для профилактического ремонта. А в конце отопительного сезона проводят испытания тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя.
— Это лишь плановые осмотры и испытания.
— Однако потребитель делает по результатам этих мероприятий вывод, что все в порядке.
— И зря. Текущая эксплуатация подразумевает эти мероприятия. Совершенно не значит, что при плановом подъеме давления проявятся все слабые места. Например, если вдруг в системе давление поднялось выше нормативного, труба может выдержать в первый раз, а во второй нет. Испытания не выявляют всех слабых мест.
Я видел, как при гидроударе на практически новой трубе разорвало сталь. Таким образом, есть только один выход — плановая замена теплопровода. А еще проблема системы контроля безопасности теплопровода, к которой у меня есть вопросы.
— Какие?
— Необходима четкая организация системы дистанционного контроля пи-труб на предмет отсутствия в теплоизоляции влаги, которая способствует коррозии металла. Для этого есть специальные приборы и технология. В Беларуси реально контролируют систему попадания влаги предприятия Министерства энергетики и «Минсккоммунтеплосеть». Однако есть еще ведомственные теплотрассы, которые не имеют возможности проводить контроль. В малых городах проверки также практически не проводятся.
В результате мы можем получить серьезную проблему, то есть через какое-то количество лет в городах будут бить фонтаны из земли, возможны человеческие жертвы. Чтобы этого не случилось, необходимо проверить, как в Беларуси работает система дистанционного контроля и обсудить ее в Совете министров и с общественностью. На мой взгляд, нам нужен нормативный акт, обязывающий владельца трубы вести дистанционный контроль пи-труб.
— Очевидно, что во многом проблема в нехватке средств. Как можно удешевить процесс?
— Трубопровод, при ремонте которого не надо прокладывать новую трассу, можно менять на основании правил текущего ремонта. Раньше это выглядело так — раскапывались существующие теплотрассы и менялась труба с применением изоляционных материалов. Однако теперь согласно постановлению Совмина старые трубы можно менять только на предварительно изолированные трубы (с полиуретановой изоляцией). Это подразумевает наличие проекта, что сразу делает мероприятие более дорогим.
Пора уже признать, что наша система теплоснабжения значительно менее эффективная, чем западная. Мы теряем значительное количество тепла на старой теплоизоляции трубопроводов, на отсутствии теплоизоляции стен зданий, потерь из-за отсутствия регулирования подачи тепла. Поэтому самое главное — заменять теплосети, обеспечить нормальную термоизоляцию трубопровода, зданий и возможность регулирования тепла внутри здания. Дома мы уже строим с тепловой изоляцией, а старое жилье необходимо реконструировать.
— Это снова серьезные инвестиции.
— Это вызов времени. Считается, что теплоизоляция зданий окупается примерно за 20—25 лет, замена теплосетей — за 8—10 лет, а установка регуляторов подачи горячей воды — за несколько лет. Когда цены на газ были копеечные, тарифы были такие же и не окупали затраты энергоснабжающих организаций. Результат — система теплоснабжения у нас принципиально отличается от существующей в странах ЕС.
У нас система такая — если жарко, температура на источнике снижается, и наоборот. Это не способствует долгой службе труб. Нам необходимо выполнить пилотный проект хотя бы на одной котельной, чтобы система теплоснабжения соответствовала лучшим мировым технологиям.
Есть технология поквартирного учета тепла, при которой к радиатору прикрепляется современное устройство — чип-контролер тепла. Показатели счетчика проверяет организация, эксплуатирующая здание. В таком случае потребление тепла строго контролируется, а жильцы заинтересованы экономить. Для этого не нужна кардинальная реконструкция, а лишь замена автоматики на теплоузлах.
В пилотный проект, о котором мы говорим уже давно, можно включить и дома с такого типа чипами. Это позволит просчитать тарифы, которые должны включать цену газа, затраты на эксплуатацию трубопровода плюс последующую замену трубопровода и прибыль. Это будет не только теплоснабжение по европейскому образцу, но и возможность просчитать экономически обоснованные тарифы.
Существующие теперь неокупаемые тарифы ведут к тому, что трудно найти инвестора в этой сфере. Если пилотный проект выполнит частная организация, бизнес-сообществу легче будет искать инвесторов. А заинтересованный инвестор будет создавать современные энергоэффективные системы теплоснабжения.
Проблемой является также то, что в Беларуси согласно закону частник не имеет права иметь в собственности теплосети. Чиновники боятся проявлять в силу разных причин, в том числе из-за страха быть заподозренными в коррупции, любую инициативу, связанную с бизнесом. А у госпредприятий нет стимула снижать затраты — ведь чем они больше, тем больше государственные субсидии.
Елена СПАСЮК, Naviny.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…