Categories: Социум

Один дома

Хотя бы один раз каждый нынешний белорусский родитель оставлял ребенка без присмотра. Одни запирают свое чадо на целый день и уходят на работу. Другие отлучаются совсем ненадолго — выбежать в магазин или поболтать с соседкой. Но результатом и в том, и в другом случае часто становится трагедия — вплоть до гибели малыша. По статистике МЧС, ежегодно тяжелые травмы получают более 150 000 детей! На долю происшествий в быту приходится около 70 процентов несчастных случаев.

Мамы рядом не было…

В минувшем году 10 детей, оставленных без присмотра взрослых, погибли в огне. Подчеркну, это только смертельные случаи. Все погибшие дети — из деревни. Родителям не с кем было их оставить. Мамы уходили на работу, к подругам, даже на концерт, посвященный Дню матери…

В нынешнем году четверо малышей выпали из открытых окон в то время, когда никого из родителей не было рядом, десять детей погибли в результате ДТП.

По статистике МЧС больше всего детей погибает в возрасте от года до четырех и от пятнадцати до семнадцати лет. В 2012 году умерло 549 детей. Больше половины из них погибли от родительского недосмотра. В структуре смертности от внешних причин, особенно в группе пяти—девятилетних, преобладают случайные утопления.

К удивлению и большому сожалению, сегодня в Беларуси нет закона о защите детей, даже не их прав, а их самих, их жизни от преступного безразличия взрослых и, в первую очередь, родителей. Родитель может получить штраф только в случае, если его несовершеннолетний ребенок был на улице после 23 часов без сопровождения. Это предусмотрено одной из статей Кодекса об административных правонарушениях. В любое другое время у нас в стране родители не несут никакой ответственности за оставление ребенка без присмотра. Никто не даст родителю даже штраф, если он ушел работать, гулять или пьянствовать, а малыш в это время погиб.

Есть ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию детей (ст.9.4. Кодекса об административных правонарушениях), но по ней родителям дадут штраф в 10 базовых величин, только если ребенок вследствие недосмотра совершает что-то противоправное. В Уголовном кодексе есть статья 159 «Оставление в опасности», в которой прописано: «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться,— наказывается арестом или ограничением свободы до двух лет». Но привлечь родителя, ребенок которого был оставлен один и даже погиб, по этой статье нельзя, потому что в ней речь идет о тех случаях, когда человек попал в ДТП, а мимо проезжающий не остановился помочь.

МЧС не раз предлагало ввести административную ответственность — штрафовать родителей за оставление детей без присмотра, МВД это предложение поддерживает. В ведомствах надеются, что у депутатов когда-нибудь «дойдут руки» до решения этой проблемы на законодательном уровне.

В Европе и США живут другие родители?

В США родители несут юридическую ответственность за благополучие своих детей до достижения ими совершеннолетия — 21 года. Частью ухода за детьми является обеспечение надлежащего надзора. В некоторых случаях родителям могут быть предъявлены обвинения в пренебрежительном отношении к детям.

Например, в Колорадо до 12 лет ребенка недопустимо оставлять одного надолго. Если у ребенка есть отмеченные медиками эмоциональные проблемы, то его нельзя оставлять без присмотра до 15-летнего возраста. В ситуации, когда под присмотром 11-летнего ребенка оставляют младшего ребенка, наказание может быть достаточно серьезным.

В Англии закон гласит, что родители могут быть привлечены к ответственности, когда оставляют ребенка без присмотра «в обстоятельствах, способных вызвать страдания или причинить вред здоровью». Если ребенок погибнет в это время, то маме грозит длительный тюремный срок. Даже если ребенок не пострадал, но соседи позвонили в полицию и пожаловались, что дети остаются дома, а сами родители уходят, то это выльется в лишение родительских прав. И это не теория — практика.

Надо сказать, что в европейских странах по-разному относятся к вопросу, с какого возраста можно оставлять детей одних дома без присмотра. По традиции, к этому очень расслабленно относятся в Скандинавии, поскольку там очень хорошо развита система бесплатных детских садов и различных групп для младших школьников, и у родителей проблемы, с кем оставить ребенка, нет как таковой. В Австрии — то же самое. Италия очень схожа с Россией. Там не столько детские сады решают проблему, сколько имеющиеся под рукой родственники — бабушки, дедушки, тети, дяди, живущие в семье или где-то рядом. Во Франции нет особого закона, поэтому родители могут спокойно уйти на работу, оставив дома детей начиная с семилетнего возраста. Главное, чтобы не забыли оставить им еду. Также поступают и в Испании.

А «продленки» для всех в этом году не будет!

Так вводили «в ступор» учителя родителей учеников младших классов в начале учебного года.

Типичная картина: на класс в 30 человек есть только 5 мест в группе продленного дня до 18 часов и еще столько же — в группе до 15 часов. Официально педагоги не могут отпускать малышей с уроков одних. Поэтому родителям предлагают подумать: или забирать детишек из школы в определенное время, или написать заявление-просьбу директору, чтобы разрешили отпускать малышей с уроков без сопровождения. И тот, и другой вариант возмущает родителей: самый распространенный рабочий график — с 9.00 до 18.00. Кто из родителей сможет забирать ребенка в обед? И куда его потом деть?

Ситуация «некуда деть ребенка» хорошо знакома родителям, у которых дети занимаются во вторую смену в младших классах. Полдня ребенок сидит дома один, должен самостоятельно сделать уроки (вечером на это нет сил), разогреть себе обед и отправиться в школу (большое родительское счастье, если при этом не надо переходить дорогу). В некоторых школах, расположенных в микрорайонах Каменная Горка и Малиновка, на два класса — одно помещение для группы продленного дня.

— В этих микрорайонах очень переполнены школы,— сказал один из городских чиновников от образования. — Если есть помещение — делаем «продленку», если нет — родители решают вопрос самостоятельно.

В Министерстве образования о нехватке мест в группах продленного дня знают: в школу в этом году пошли дети, которые родились в демографический бум. Каждая школа по-своему выходит из положения, но согласно Кодексу об образовании, руководство школ «может организовывать группу продленного дня». То есть по закону педагоги это делать не обязаны.

— Почему бы не сделать платные «продленки»? — с таким вопросом обращаются в Министерство образования многие родители.

— Для платных групп тоже нужно место. И воспитатель, которого сейчас найти очень сложно,— отвечают им в высшем педагогическом ведомстве.

Папы и мамы, держите карман шире!

Проблему с нехваткой мест и воспитателей в государственных детских садах осознали наконец и белорусские депутаты, предложив правительству создать условия для развития частных детсадов. Но, согласитесь, при нынешних кошельках абсолютного большинства семей, где есть маленькие дети, далеко не все могут оплачивать услуги «частников»: средний ценник — 1000 долларов или 700 евро в месяц, а в некоторых детсадах — 35 евро в день.

Однако на одном из заседаний правительства было решено дать зеленый свет частным группам для детей ясельного и дошкольного возраста на дому. Создавать их предполагается на первых этажах многоэтажек в густонаселенных микрорайонах. При этом упростить строительные и пожарные нормы.

Вице-премьер Анатолий Тозик, в частности, сказал: мама ухаживает за ребенком до трех лет. Но если она хочет еще у соседей взять двоих-троих деток, своему варить еду и им… Сегодня каждому ребенку у нас в бюджете запланированы деньги на питание, мы платим, а содержание ребенка в детском саду обходится в полтора миллиона рублей. Давайте эти деньги отдадим этой женщине, пусть она смотрит еще и соседских. Нам главное, чтобы функция была реализована качественно.

Думается, в этом желание правительства и родителей малолетних детей полностью совпадает, если под «функцией» понимать детскую безопасность. Но как скоро теоретическая озабоченность проблемой «один дома» перерастет в практическую заботу о детях на государственном уровне?

Светлана Балашова

Читайте также:

Возвращение «черных риэлторов»

Мы в свой приходим класс…

Жизнь «Ангела»: будни и праздники

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023