За четверть века «стерли» деревню…
Я почти 40 лет посвятил работе в сельском хозяйстве и могу компетентно сравнить то, что было, что есть, и спрогнозировать, что нас ожидает в недалеком будущем.
Это мнение человека, который знает, о чем говорит: начинал начальником свиноводческого комплекса по откорму 12 тысяч голов свиней в год, был директором крупного совхоза в Могилевском районе и первым заместителем председателя Хотимского райисполкома — начальником управления сельского хозяйства и продовольствия района.
На основе этого опыта и могу ответственно заявить: показатели работы района в сельскохозяйственной отрасли в 1989 и 2013 годах просто несопоставимы.
Если четверть века назад было реализовано мяса 10 026 тонн, то в прошлом — 2 258 тонн (в четыре раза меньше); молока — 30 078 и 18 173 тонны (в полтора раза меньше)… Справедливости ради замечу: зато почти не изменились цифры по привесу КРС, но вот общая реализация мяса снизилась в разы. Приблизительно то же самое и с удоями: корова за год теперь дает немного больше — на 380 килограммов, но численность КРС в 1989 году составляла 32 768 голов, а в 2013 — 21 418 голов.
Это статистика. Государственная. И она подтверждает: увы, никаких кардинальных перемен в лучшую сторону нет и не предвидится. Хотя прошло (страшно вдуматься) четверть века! Должен ведь прогресс наблюдаться, а что имеем?
Объяснений ситуации много.
В частности, во времена советской власти кадровой политикой занимались райком КПСС, райисполком и управление с/х. Каждый специалист, который проявлял себя как активный производственник, брался на заметку, состоял в резерве и имел мотивацию показывать высокие результаты для дальнейшего роста по службе. В те времена, как это ни странно, на каждую должность было «в запасе» 2—3 человека, что обеспечивало конкурентность при назначении.
Сегодня все изменилось. Организационно-кадровый отдел райисполкома, на мой взгляд, не справляется со своими функциями. Вместо того чтобы заниматься целенаправленной политикой по подбору и расстановке квалифицированных кадров, занял позицию стороннего наблюдателя и пустил процесс на самотек.
Сегодня в районе новых кадров в производстве нет. Сложилась своеобразная «кадровая колода» — ее постоянно тусуют. Есть руководители, которые по третьему кругу возглавляют СПК района! О какой мотивации работать на реальный результат может идти речь, если человек знает: он в любом случае останется в системе, а возможно, будет выдвинут (конкуренции нет!) даже на более ответственную должность.
Последствия очевидны…
Еще один аспект проблемы — вечная оглядка на вышестоящие инстанции. Действует правило: «делай так, как мы скажем». Но случись отрицательный результат — «крайним» сделают тебя. Негласный закон. Если его не выполняешь, ты не в «обойме». Поэтому руководители предпочитают ничего не делать, опасаясь за свое будущее.
Немаловажным фактором, усугубляющим ситуацию, является и непродуманная, недоведенная до логического завершения программа специализации и кооперации хозяйств, ведущая к иждивенчеству, безответственности руководителей и специалистов хозяйств.
Многоплановость сельскохозяйственного производства в прежние времена позволяла компенсировать неурожай одной культуры высоким урожаем другой. Аналогично — в животноводстве. В 1989 году в Хотимском районе было 15 хозяйств, 2 завода по переработке продукции и 4 организации, обслуживающие отрасль. А сейчас? 5 СПК, 1 завод и 2 организации. В 1989 году в районе насчитывалось 237 населенных пунктов, сейчас — 43.
Цифры ужасают. Раньше был актуален лозунг: «Сотрем грань между городом и деревней», а сегодня фактически «стерли» деревню. Вот цифры в подтверждение: население района в 1989 году составляло более 25 тысяч, а на 1 января 2013-го — 11 615 человек. Комментарии излишни.
По моему мнению, самый большой вред развитию агрокомплекса страны нанесла политика укрупнения сельскохозяйственного производства.
Отдельный момент — зоогигиенические условия содержания животных на крупных комплексах. Вместо перечисления фактов, просто поверьте на слово: сплошное несоответствие параметрам ощеевропейских стандартов и норм содержания, что, в частности, отрицательно сказывается на экологической обстановке в регионе.
Все это подводит к поиску ответа на вовсе не риторический вопрос: а есть ли сегодня хозяин на земле?
Отвечаю: если в корне не поменять подходы к развитию села, хозяйствованию на селе, мы рискуем остаться в продовольственной зависимости от других стран. Что уже сегодня и отражают ценники в магазинах и на рынке. Сходите и убедитесь воочию.
От редакции. Нам кажется, Валерий Коронкевич поднял очень острую и злободневную проблему. Обращаемся к читателям из других регионов: а как у вас? Что изменилось за последние годы? Что нужно делать, чтобы в стране развивались не только столица и областные центры, но и маленькие города, поселки, деревни? Ждем ваших писем.