Реновация по-литовски: плюсы и минусы
Что делать Литве с абсолютно неэффективным с точки зрения энергосбережения жильем, доставшимся в наследство от советского строя?
В прошлом номере газеты, рассказывая о реформе ЖКХ в Литве, я упомянул о программе реновации старых домов. Это действительно проблема. В наследство от советского строя республике досталось примерно такое же жилье, как и Беларуси: панельные «хрущевки», такие же «крупнощелевые» 9- и 12-этажные дома, которыми застроены большинство городов и поселков. Летом в них жарко, а зимой холодно. В условиях, когда Литва платит за российский газ почти втрое дороже, чем мы, отопление таких домов обходится в огромные суммы.
Что делать с абсолютно неэффективным с точки зрения энергосбережения жильем, из которого теплый воздух, как джинн из бутылки, вылетает на улицу через окна, стены, двери, крыши и другие мыслимые и немыслимые щели? Не сносить же его, иначе без крыши над головой останется половина населения республики…
Старое жилье решили утеплять и ремонтировать. Это и есть реновация.
Программа реновации жилья в Вильнюсе, например, работает с 2004 года и называется «ОБНОВИМ ЖИЛЬЕ — ОБНОВИМ ГОРОД». За десять лет пережила она разные времена. Начиналось все с трудом. Потом, когда пошли деньги Евросоюза, работы ускорились, за этим последовал новый спад. Сейчас снова наблюдается оживление. Хотя до завершения программы еще далеко. Из 3,5 тысячи многоквартирных домов, нуждающихся в реновации, до ума довели менее половины.
Вот так выглядит обычная девятиэтажная «панелька» после реновации
Но не все в программе реновации устраивает жильцов, общественность.
— Средства, выделяемые под реновацию, должны быть использованы более разумно, — считает Корнелиус Папшис, президент национальной конфедерации защиты прав потребителей. — У нас же процесс реновации очень часто сводится только к утеплению стен дома. Но это лишь часть процесса. В первую очередь надо заменить устаревший способ отопления и вентиляцию, поскольку это самые слабые места в наших домах. «Ленинградская» однотрубная система отопления уже давно устарела и требует замены на современную, коллекторную систему. Как распределяется расход тепла в доме? Одна треть идет на потери через стены, одна треть — через окна, двери и одна треть — через вентиляцию. По нормативам каждые два часа воздух в жилом помещении должен меняться путем элементарного проветривания. Поэтому в каждом доме должны быть установлены теплообменники, при которых выходящий воздух подогревает входящий. Сейчас по такому принципу в Вильнюсе построен единственный жилой дом!
Защитник прав потребителей рассказал мне об эксперименте, который он провел лично. В спальне одной из квартир утепленного дома на ночь закрыли окно и поставили прибор для измерения уровня углерода. Через два часа он зашкаливал! Допустимая норма была превышена в пять раз.
— А представьте, что там находились бы не подопытные пожилые люди, а молодая пара, которая бы ночь провела с пользой и удовольствием? — шутит Папшис. — В шахте загазованность ниже!
Папшис считает, что старые дома в первую очередь надо довести до нормального состояния не путем реновации, а с помощью капитального ремонта.
— За двадцать лет бездействия государство так и не задумалось, что большая часть жилья была построена при советской системе, — говорит он. — Сейчас практически все трубы в старых домах изношены. Срок службы труб отопительной системы без ремонта составляет 30 лет, труб горячей воды — 15 лет, канализационных и водопроводных труб — 20 лет. Сюда следует отнести замену электропроводки, потому что нынешняя алюминиевая давно устарела. Реновация на самом деле и есть тот процесс, когда в старом строении меняется и устанавливается современная система, а жителям под этим предлогом выдают совсем другой продукт — внешнее утепление стен и замену окон. И больше ничего.
— Но ведь и одно только утепление стен дает заметную экономию тепла?
— Разумеется, — отвечает президент конфедерации. — Но эффект мог быть существенно больше. И здоровье жильцов пострадало бы меньше.
Через пару месяцев этот дом будет не узнать
При той реновации, которую нам предлагают сейчас, при самых хороших условиях удастся сэкономить только одну треть затрат энергии. Эти показатели совсем незначительно будут отличаться от дома, который не подвергся реновации. В этой связи нужны очень обдуманные, конкретные решения с внедрением современных технологий, чтобы жители смогли получить обновленный дом, который прослужит еще несколько десятков лет. Иначе большой пользы такая модернизация жилья не принесет, по сути — она станет выбрасыванием денег на ветер по принципу лишь бы быстрее использовать средства ЕС и жильцов, а выйдет из этого толк или нет — неважно.
Эксперт уверен, что те европейские технологии, которые применяют при реновации, не очень годятся для Литвы.
— Мы — не Берлин и не Зальцбург, — поясняет К. Папшис. — В Литве другой климат, с постоянными перепадами температуры и высокой влажностью. Поэтому дом после такого утепления простоит в лучшем случае 10 лет. И еще реновация не окупится, а уже придется проводить повторную.
В пример неудачной реновации он привел жилой дом в столице на проспекте Лайсвес. После реновации, проведенной несколько лет назад, дом находится в плачевном состоянии.
Критический настрой защитника прав потребителей понятен. Ему, как говорится, по должности положено. Ведь реновация проводится не только на деньги Евросоюза. Приличные суммы приходится выкладывать самим жильцам старого жилья. А ведь там живут, мягко говоря, не самые состоятельные граждане Литвы…
Как ни крути, а без полной реновации реформировать ЖКХ не удастся. В этом уверены все эксперты и специалисты, с которыми я обсуждал эту проблему. Один из них, Марюс Чулада, руководитель отделения Ober Hause Старого города (Вильнюс), привел мне красноречивый пример. Взять, допустим, две квартиры в центре Вильнюса. Престижные, большие — каждая по 100 «квадратов». Одна квартира в старом неутепленном доме, вторая — в доме после тщательной реновации или только что построенная. В отопительный сезон местные «жировки» будут выглядеть примерно так: хозяин первой за тепло должен за месяц заплатить около 1000 литов, хозяин второй — около 500. А еще электроэнергия, вода, мусор… У первого набегает тысячи полторы литов, у второго — примерно 800. Разницу чувствуете? Для тех, кому удобнее в евро, напомню курс — 3.45.
Но это центр Вильнюса, большие квартиры. Основная же масса людей обладает недвижимостью поскромнее. Как там?
Журналист из Вильнюса, эксперт в сфере ЖКХ и недвижимости Денис Тарасенко любезно предоставил мне типовой счет на коммуналку в доме новой постройки, микрорайон Фабиёнишкес, раскладка за январь 2014 года. Поставщик услуг компания Balterma.
Квартира 50 кв/м:
— отопление квартиры — 84,94 лт;
— отопление общих помещений — 83,31 лт;
— горячая вода — 62,13 лт. (это примерно за 3 «куба»);
— обслуживание счетчиков — 3,32 лт;
— обслуживание и присмотр за системами — 4,85лт.
Общая сумма составила 229 лит, или 66 евро.
Другие ЖКХ-услуги владельцу предоставляет контора NPC. Вот выписка из счета за октябрь 2014 года:
— администрирование автомобильной стоянки — 1,80 лт;
— администрирование дома — 4,97 лт;
— присмотр за объектами общего пользования — 4,97 лт;—
— вывоз отходов — 10,44 лт;
— уборка общих помещений — 8,46 лт;
— общее электричество — 1,77 лт;
— электричество для лифта — 3,79 лт;
— присмотр за пожарной сигнализацией — 0,97 лт;
— техническое обслуживание лифта — 6,81 лт;
— присмотр за придомовой территорией — 5,79 лт;
— вода для общих нужд — 1,35 лт.
Добавьте к общей сумме еще 62 лита или 18 евро.
Выведите общую сумму и умножьте на два. Столько будет стоить коммуналка в старом доме, который ждет реновации.
У всех своих собеседников я интересовался: что нужно сделать, какие реформы еще провести, чтобы уменьшились цифры в счетах за квартиру? И все эксперты в числе главных задач называли уменьшение зависимости от поставок российского газа, переход на альтернативные источники топлива. Впрочем, об этом в следующей статье.
Виктор Гавриленко
Материал подготовлен с помощью MYMEDIA/DANIDA
Читайте также:
Идеологизация — худо, изоляция — еще хуже