Как вы думаете, чем больше всего недовольны жители соседней Литвы? Ответ будет такой же, какой бы вы получили, спросив об этом белорусов: жилищно-коммунальным хозяйством и медициной.
О реформах в ЖКХ мы писали в предыдущих номерах газеты. Сейчас время поговорить о литовском здравоохранении. О том, что изменилось в этой сфере за последние двадцать лет, о проблемах, которые никуда не исчезли. Поможет мне в этом бывший министр здравоохранения Литвы, доктор медицинских наук, известный далеко за пределами республики врач-радиолог Константинас Ромуальдас Добровольскис.
— Вы стояли у истоков реформ литовского здравоохранения. С чего все начиналось? Какие цели вы ставили?
— Да, в 1995—1996 годах я возглавлял бюро медицинских реформ в Литве. Нам в наследство досталась от СССР система бесплатной медицины — далеко не
самая худшая, замечу, система. Литва в те годы, особенно клиники в Вильнюсе, уступали только, наверное, Москве и Ленинграду. Но существовать в прежнем виде система не могла, надо было что-то менять.
И мы взялись за реформы. Мне и моим единомышленникам удалось отстоять главный принцип: медицина в стране должна быть преимущественно государственной и бесплатной. Худо-бедно эта система существует и по сегодняшний день.
— А что вам не удалось отстоять?
— Несколько принципиальных позиций отвоевали сторонники радикальных перемен в медицине. Вот у вас, в Беларуси, есть участковые врачи. У нас они тоже есть, но называются семейными. Так вот, я настаивал, чтобы сохранить и семейных педиатров. Это было бы здорово! Они смотрели бы детей от рождения до 18 лет. Представляете, какой потенциал здоровья нации можно было бы заложить с их помощью? Не получилось… Не хватало денег. Возобладала точка зрения, что детей тоже будут смотреть семейные врачи.
Еще одна уступка, о которой я жалею. Надо было оставить статут медицинским сестрам. Это очень важное среднее звено. Но оно у нас выпало. Бывших медицинских сестер начали называть нянями. И функции у них изменились. Они больше похожи теперь на специалистов, которых вы называете санитарками. Резко упал престиж профессии. Готовят их в бывших медучилищах — сейчас они называются коллегиями. Спросом у молодежи эта профессия не очень пользуется.
— Коль мы затронули проблему кадров, то выскажу то, что слышал от рядовых пациентов-литовцев: в медицине работают в основном люди в возрасте, пенсионеры, а молодые врачи стремятся за границу…
— Есть такое… Но что плохого в том, что в медицине работают старые кадры? Скажу о себе. До 65 лет был на государственной службе, практиковал как врач-радиолог. Но ведь мои знания и опыт после выхода на пенсию никуда не делись! Мне сейчас 75, я активно работаю, руковожу частной клиникой, принимаю пациентов. И поверьте, не чувствую, что в чем-то уступаю молодым коллегам.
В моей клинике трудится женщина-врач, которой исполнилось 90 лет. Светлая голова, современное мышление. Сдала на днях в печать научную книгу.
А мой учитель профессор Амброзайтис написал полезную и увлекательную книгу в 103 года! Он самый старый автор в Литве.
— Но ведь проблема существует — молодые врачи уезжают…
— Уезжают и будут уезжать, пока не решатся многие проблемы — главным образом, оплаты труда. У вас ведь тоже уезжают, в Россию, за достойным заработком. Наши молодые медики едут в Европу. Приведу такой пример. Группа из 12 молодых врачей поехала на стажировку в Норвегию. Попрактиковались там, освоили современные технологии и медицинскую аппаратуру. И вот результат: 8 человек из этой группы уже работает в Скандинавии. В обществе многие их осуждают. Но стоит ли? Да, на них потрачены большие средства, на них возлагались определенные надежды. А с другой стороны, рынок труда теперь свободен, наши дипломы действительны в Европе. В клиниках скандинавских стран врач может зарабатывать до 10000 евро в месяц. У нас же молодым докторам платят 2000 литов. Чувствуете разницу?
— Проблема белорусских поликлиник — большие очереди. Но и у вас они не исчезли?
— Да, несмотря на электронную регистрацию пациентов очереди к врачам не перевелись. Тут несколько факторов. Один из самых чувствительных — элементарная нехватка специалистов. В 1995 году решили уменьшить количество мест в медицинских вузах. Эту идею предложил канадский советник бюро медицинских реформ Кордер, который решил, что врачей в Литве слишком много. Он работал у нас почти два года. А пришел к такому весьма неожиданному выводу, когда подсчитал литовских врачей-санэпидемиологов, их за границей вообще не считают врачами, нам они «достались» в наследство от Советского Союза. Правительство уменьшило наполовину прием в медицинские вузы, а обучение продлили до 12 лет. Я и многие другие пыталась остановить этот процесс, все говорили в один голос, что Литва в будущем останется без врачей, нельзя сокращать места в медицинских вузах.
Начиная с 2002 года врачей стало, действительно, не хватать. В медицинских учреждениях образовались очереди к врачам. В 2002 году восстановили прежний прием студентов. Но, к сожалению, ошибка 1995 года может быть исправлена только к 2015 году! Вот такой результат непродуманной реформы.
— За посещение врача деньги с пациента берут?
— Если это государственное учреждение, то нет.
— А у нас вице-премьер Анатолий Тозик настойчиво предлагает брать с людей деньги за визит к врачу. Это, по его мнению, уменьшит очереди в поликлиниках…
— Я что-то такое слышал. Но не уверен, что это правильно. У вас ведь тоже бесплатная медицина?
— Бесплатная, но за многое приходится платить… Но и у вас многие услуги платные?
— Конечно. У пациента есть выбор — воспользоваться бесплатной услугой, но для этого приходится ждать порой месяц, а то и больше, или заплатить деньги в частном медицинском центре и сразу получить то, что ему нужно.
— Семейный врач в Литве — это эффективная единица?
— Это ключевая единица. Он как диспетчер. Без его направления не попадешь к бесплатному «узкому» специалисту. В отличие от вашего участкового врача, семейный доктор — это еще и ухо-горло-нос, и к окулисту направит он вас не сразу, сначала сам посмотрит.
— Вы довольны тем, как проводилась реформа, ее результатами?
— Нет, не доволен. Процесс затянулся на десятилетия. И конца ему пока не видно. Многое можно было сделать еще в 90-е годы быстро и более эффективно.
Бесплатный совет от доктора Добровольскиса
— Доктор, откройте секрет: как вы поддерживаете форму?
— Я помню шутку Жванецкого с советских времен: употреблять алкоголь полезно в малых дозах в неограниченном количестве (улыбается). В этой шутке есть доля истины. Тем, кому 60 и более, я бы рекомендовал постоянно держать на столе рюмку коньяка. Выпивать ее в течение дня по ложке. Три раза по 15 граммов — как раз то, что нужно вашему организму. Лучше нитроглицерина.
— А водку можно?
— Лучше коньяк. Как вариант — бренди или виски. Они хранятся в дубовых бочках. А дуб, как известно, обладает хорошим свойствами в профилактике раковых заболеваний. Водка же хранится преимущественно в стеклянной посуде…
Виктор Гавриленко
Материал подготовлен с помощью MYMEDIA/DANIDA
Читайте также:
Литва хочет соскочить с иглы «Газпрома»
Реновация по-литовски: плюсы и минусы
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…