Как долго удастся держать в аптеках сегодняшние цены?
Компании, ввозящие в Беларусь иностранные лекарственные средства, сегодня оказались в том же плачевном положении, что и все прочие импортеры — либо работать в убыток, либо не работать вообще.
«Мы не понимаем, как продолжать работать в условиях существующего ценообразования. И если в аптеках пока есть импортные лекарства, это потому, что мы работаем в авральном режиме», — сказала руководитель отдела продаж одной из аптечных сетей, работающих в Беларуси.
Вопросы обеспечения аптечных сетей импортными лекарственными средствами обсуждались 15 января на совещании в Министерстве здравоохранения.
По настоятельной рекомендации Минздрава и под угрозой «самых жестких мер» со стороны регулятора цены в аптеках заморожены, но курс доллара за последний месяц вырос почти на 40%.
Как выживают в таких условиях поставщики импортных лекарств и производители?
Как рассказал корреспонденту руководитель одного из предприятий-импортеров (попросивший, как и другие наши собеседники, не называть его фамилию и место работы), сегодня цены в аптеках на импортные лекарства гораздо ниже, чем должны быть. Посчитать, сколько лекарство стоит на самом деле, можно, если учесть динамику роста курса валют.
Учитывая требования Минздрава и действующий в стране мораторий на рост цен, как долго удастся держать в аптеках сегодняшние цены?
«Мы будем придумывать антикризисные мероприятия, которые позволят нам работать в создавшихся условиях столько, сколько необходимо. У нас есть ответственность перед персоналом и покупателями», — сказал наш собеседник.
Но при этом бизнесу придется работать в убыток.
«Думаю, собственник компании потерял уже не один миллион долларов, — сказал представитель другой компании. — Цена импортных медикаментов напрямую зависит от курса доллара или евро. В настоящее время мы продаем свои запасы, но лекарства вымываются».
Компании, которые поставляют импортные лекарственные средства, не могут оправиться от шока:
«Мы привезли препарат на сумму порядка 300 тысяч евро, договорившись с европейской компанией об отсрочке оплаты на 90 дней. Вы представляете масштаб потерь? Ведь когда товар поставлялся, евро был около 12 тысяч рублей, теперь около 17 тысяч. Это прямые потери, так как в аптеках товар остался по старой цене. Отмечу также, что наши расходы в результате покупки валюты с 30-процентной комиссией нельзя было списать, например, на себестоимость, только на прибыль. При таких условиях задумаешься о том, чтобы уйти с рынка. Благотворительностью можно заниматься, но не в таких масштабах и не принудительно».
На белорусском фармацевтическом рынке насчитывается около 5,5 тыс. наименований лекарственных средств, из них отечественного производства — около 1,1 тыс. То есть все остальные заменить нечем, их можно только ввозить из-за границы.
Правда, перед фармацевтической отраслью поставлена задача увеличить долю отечественных лекарств на внутреннем рынке, но кардинально это ситуацию не изменит. Если планы будут выполнены, к концу этого года белорусские лекарства должны будут занять 50% рынка.
При этом необходимо помнить, что все основные производители белорусских лекарств — «Белмедпрепараты», Борисовский завод медицинских препаратов, «Фармлэнд», «Лекфарм» и «Белинтеркапс» — используют импортные субстанции, закупаемые, чаще всего, в Китае и Индии. Именно так появляются дженерики, ставку на которые делает наша фармпромышленность.
Безусловно, у белорусских производителей есть и собственные субстанции, но их доля в денежном выражении незначительна. Чаще всего речь идет о растительном сырье.
Чтобы купить субстанцию за рубежом, нужна валюта. Некоторые отечественные предприятия зарабатывают валюту за счет успешного импорта. Например, Борисовский завод медицинских препаратов (объем продаж на территории Беларуси среди отечественных производителей составляет около 40%) входит в десятку крупнейших предприятий фармацевтической промышленности в СНГ. Крупнейшим в Беларуси экспортером фармацевтической продукции являются «Белмедпрепараты».
Предприятиям, которые сами валюту зарабатывают, проще выживать в создавшейся ситуации, отметил представитель администрации крупного фармпредприятия.
«Происходящее на валютном рынке сказывается на хозяйственной деятельности негативно. Нам приходится вместо государства нести расходы на сохранение существующих цен. Мы оплачиваем из собственной прибыли мораторий на рост цен в аптеках. Курс растет, а цены на лекарства не меняются. Субстанция же закупается за валюту, то есть вымываются оборотные средства и прибыль», — сказал наш собеседник.
Представитель фармпредприятия отметил, что необходимость увеличения цен на белорусские лекарственные средства «является экономической реальностью, от этого никуда не деться».
Но Минздрав стоит на своем: цены расти не должны. Сроки же моратория на рост цен законодательно не определены. Ситуация неопределенности негативно сказывается на отрасли.
Трудно представить, что в Минздраве не понимают очевидного — фармацевтические компании и импортеры не будут продавать лекарства себе в убыток так долго, как этого будет требовать государство. Этот бизнес либо закроется, либо уйдет из страны.