Хотя в Беларуси действует мораторий на повышение цен, само государство не стесняется этот мораторий нарушать, причем даже на те товары, стоимость которых объективно должна снижаться.
Красноречивый пример — автомобильное топливо. Стоимость бензина повышена 13 января, хотя запрет на рост розничных цен правительство не отменяло и пока не планирует.
С точки зрения концерна «Белнефтехим», розничные цены на автомобильное топливо не повышены, а «частично проиндексированы в связи с ростом курса доллара к белорусскому рублю». Пересмотр цен произведен также «в связи с ростом стоимости российской нефти для белорусских НПЗ при введении с 1 января 2015 года налогового маневра в Российской Федерации».
И это тоже парадокс отечественной экономики. Во всем мире стоимость нефти падает, а для Беларуси растет.
Как отметил заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгий Гриц, с октября прошлого года средняя стоимость барреля нефти на мировом рынке упала с 90 до 50 долларов, «и, как следствие, цена производного из нее должна объективно падать».
В Беларуси же наблюдается обратный процесс, так как, по мнению собеседника, с точки зрения текущей ситуации правительство пытается не допустить выпадения существенных сумм из бюджета, статьей пополнения которого в значительной степени являются доходы от продажи топлива.
Повышение же цен на топливо неизбежно приведет к увеличению затрат на перевозки. Но если раньше производители и продавцы могли компенсировать это увеличением розничной цены, то сейчас их за это очень больно бьют по рукам. А не поднимая цены при росте затрат торговля будет вынуждена работать себе в убыток.
«Все будет зависеть от наличия здравого смысла, — считает Георгий Гриц. — Этот ценовой волюнтаризм имеет какие-то объективные логические пределы. Будем надеяться, что до критической точки дело не дойдет, как это случилось в конце декабря. Образно говоря, коней остановят на пути к обрыву, не дожидаясь, когда они начнут туда прыгать».
«Правительству необходимо задуматься об адекватности этих действий», — считает эксперт.
Георгий Гриц также обратил внимание на то, что сегодня в стране наиболее ярко проявляется фактор неравных условий хозяйствования: «Действует право сильного, государства в данном случае. Получается, прав тот, у кого больше прав».
Экономист Александр Синкевич не видит ничего удивительного в происходящем.
«Экономика Беларуси более 20 лет управляется в ручном режиме. Принимается решение — оценивается реакция — решение отменяется. Так было, например, с ценами на сигареты, которые сначала повысили, а потом открутили назад. Что касается увеличения цен на бензин, так это власти могут выдать не за увеличение, а за корректировку соответственно курсу доллара», — отметил эксперт.
Александр Синкевич полагает, что «гармошка инфляции будет растягиваться как можно дольше, чтобы люди не были шокированы тем, что все и сразу подорожало».
«Нас ждет серия новых парадоксов и непоследовательностей, вызванных ручным управлением экономикой», — считает экономист.
Елена Спасюк, Naviny.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…