На первый тур президентских выборов бюджетом предусмотрено около десяти миллионов долларов. Об этом сообщила журналистам 20 января председатель Центризбиркома Лидия Ермошина.
Формулировка аккуратная, чтобы комар носа не подточил. Хотя те, кто более-менее знает политическую специфику Беларуси, прекрасно понимают: второго тура не будет.
Лукашенко решил не суетиться
Недавние внеочередные сессии палат парламента, которые ограничились кадровыми вопросами, подвели черту под гаданиями, станет ли Александр Лукашенко переносить выборы на весну из-за плохих финансово-экономических перспектив.
Сам он, кстати, дал понять, что такой сценарий витал в воздухе. «Я уже не раз говорил: мы не будем подстраиваться под время, конъюнктуру, обстоятельства, что, мол, осенью будет очень тяжело, весной — совсем легко, поэтому надо быстрее провести выборы, чтобы получить больше голосов», — подчеркнул руководитель государства, выступая 15 января в Овальном зале Дома правительства.
Так или иначе, поезд выборов «по быстрому» уже уходит. Та же Ермошина говорит, что лето — пора отпусков и каникул — для электоральной кампании страшно неудобное время.
В общем, почти наверняка о дате выборов белорусы услышат в начале августа. И самый вероятный день проведения — 15 ноября.
Из двух вариантов: прокрутить выборы побыстрее, пока экономика не упала еще ниже, или сохранить вальяжную уверенность, не суетиться перед электоратом, действующий президент, судя по всему, выбрал второй.
При этом вряд ли власти пойдут перед выборами на форсированную нагонку заработков, как это бывало в прежние времена. Держи президент в голове «политику больших раздач», было бы нелогично ставить во главе Нацбанка принципиального, склонного к монетаризму специалиста, отметил политический аналитик Юрий Дракохруст. По его мнению, назначение Павла Каллаура «не свидетельствует о желании слишком вольно обращаться с печатным станком».
Пропагандистские табу
Итак, давнее президентское обещание тысячи долларов среднего заработка к 2015 году электорат может выбросить из головы как дурной сон. Для государственных СМИ это теперь запретная тема, наряду с табуированным словом «девальвация».
В своей избирательной кампании Лукашенко, как полагает ряд аналитиков, просто сделает ставку на собственную безальтернативность. Пропаганда станет вдалбливать народу, что любая смена власти приведет к катаклизмам. Типа как на Украине.
И предвыборный пиар вкупе с контрпиаром уже разворачивается. Так, директор Информационно-аналитического центра при Администрации президента Алексей Дербин в интервью БЕЛТА подверг сомнению качество исследований НИСЭПИ, назвав их дистанционными. При том что сам НИСЭПИ, вынужденный зарегистрироваться в Вильнюсе после судебной ликвидации в Беларуси в 2005 году, неизменно подчеркивает, что, как и прежде, опрашивает белорусов по месту жительства методом face-to-face («лицом к лицу»).
Здесь стоит напомнить, что именно НИСЭПИ зафиксировал в декабре прошлого года падение электорального рейтинга Лукашенко до 40% (в сентябре было 45,2%). Можно спрогнозировать, что по мере приближения к выборам независимых социологов будут бомбить все сильнее.
Любопытно, что близкие к властям социологи, бросая камешек в огород НИСЭПИ, не спешат регулярно делиться с широкой публикой своими выкладками. А Лукашенко любит козырять туманными ссылками на некие закрытые опросы. Закрытые от собственного народа, заметьте.
Главные же усилия пропагандистского аппарата перед выборами будут направлены на укрепление имиджа главы государства как гаранта условной стабильности, борца с коррупцией и, возможно, защитника национальных интересов от поползновений с востока (последнее зависит от конъюнктуры отношений с Москвой).
И уж в любом случае на Москву повесят ответственность за экономический кризис (при том что само это слово тоже будет табуированным).
Оппозиция бедна как церковная мышь
Президентские выборы 2015 года пройдут по обновленному избирательному законодательству, подчеркивает Ермошина в широко поданном интервью «Беларускай думцы». Глава Центризбиркома выделяет, в частности, тот момент, что «фонд, который может создаваться кандидатом, увеличился до 9000 базовых величин, то есть в три раза по сравнению с 2010 годом».
Еще, говорит чиновница, «мы ушли от государственного финансирования расходов на предвыборные материалы». При этом, по ее словам, власти намерены строже проверять порядок финансирования избирательной кампании.
Отказ государства печатать даже минимальное количество материалов кандидатов — «это в условиях Беларуси однозначно репрессивный шаг», заявил политолог, заместитель председателя Движения «За свободу» Алесь Логвинец. «Увеличение же лимита допустимых фондов — это как подарить очередную расческу лысому», — иронизирует собеседник.
Действительно, белорусская оппозиция бедна как церковная мышь. Так что за свои деньги фонд не наполнишь, жертвовать же легально со стороны дураков нет. Белорусский бизнес давно внял предупреждениям президента в духе «упаси вас господь». Да и рядовой гражданин сто раз подумает, надо ли ему попадать в списки неблагонадежных.
Вряд ли особо раскошелятся на грядущую кампанию и внешние доноры. Запад на сегодня удовлетворился бы освобождением политзаключенных да проведением выборов без той брутальности, на которую режим сорвался 19 декабря 2010 года. Москва, вопреки страшилкам, тоже вряд ли надумает вваливать в кампанию большие средства, так как вряд ли имеет на сегодня четкий план менять Лукашенко на кого-то.
И потом, почти вся статусная оппозиция в Беларуси ориентирована на европейский выбор, а создать промосковскую оппозицию быстро и легко не получится. Белорусские спецслужбы после Крыма получили четкую установку Лукашенко бороться против пророссийской «шестой» колонны с не меньшим рвением, чем против прозападной «пятой».
Впрочем, традиционную оппозицию настолько уже измочалили, что властям впору думать об имитации минимальной конкуренции. В 2010 году для видимости демократии и распыления протестного электората Центризбирком зарегистрировал даже тех оппозиционеров, у которых явно не было пороху собрать по всем правилам необходимые для этого сто тысяч голосов.
Сейчас, по мнению Логвинца, наверху будут действовать по ситуации: «Трактовать законодательство власти могут как заблагорассудится. Тут у них наработана большая практика».
Среди аналитиков ныне бытует тезис, что банальный дефицит ресурсов заставит-де оппозицию в итоге выйти на единого кандидата. Но наверху тоже не дураки. Там, не исключено, постараются, чтобы оппозиция пошла на выборы как минимум двумя колоннами. Закроют, например, один глаз на качество подписей за кого-то из претендентов. Следите за руками…
Прозрачные урны — дело десятое
Да, еще Ермошина в своем интервью высмеяла требование, чтобы повсеместно были прозрачные урны для голосования: «А вот в государствах старой демократии бюллетени опускают в картонные коробки, и никого это не волнует».
Действительно, я сам на выборах в Германии, например, наблюдал удивительную по нашим меркам безалаберность. Так, глава участковой комиссии спокойно бросал фразу, что вот сейчас он отвезет бюллетени на личной легковушке в вышестоящую структуру. И партийность волонтеров, набираемых в комиссии, никого там не волнует: часто председатель записывает просто своих знакомых.
В этом плане некоторые государства старой демократии и впрямь выглядят с точки зрения постсоветских нравов странами, прошу прощения, непуганых идиотов. Там просто никому в голову не приходит жульничать, подменять бюллетени и пр. Бессмысленно, так как в целом система прозрачна и работает как часы. Мелкая хитрость не повлияет на общие итоги, а скорее всего, сразу вылезет как шило из мешка и закончится плачевно для глупого хитрована.
И в принципе глава белорусского Центризбиркома права: прозрачные пластиковые урны — дело десятое. Другое дело, что она искусно меняет фокус, умалчивая о том, что оппоненты режима и западники требуют не прозрачных ящиков, а прозрачных выборов.
У нас же их арифметика — вот это классический черный ящик. Доселе оппозицию фактически отсекали от участия в работе избиркомов, а наблюдатели лишались возможности видеть подсчет бюллетеней. Только спины благонадежных членов комиссий.
Александр Класковский, Naviny.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…