Categories: Диагноз

Завтра была война

Существует своего рода иерархия бедствий: над королями, угнетающими народ, есть война, над войною — чума, над чумою — голод, а над всеми бедствиями — глупость людская.Виктор Гюго

Из Восточной Украины с каждым днем приходят все более тревожные сообщения. Относительное перемирие закончилось, регион на грани возобновления полномасштабной войны. 

Уже стало привычным, что конфликтующие стороны обвиняют друг друга во всех смертных грехах. Но что касается теперешнего обострения, то в этот раз его застрельщиками, безусловно, выступили сепаратисты ДНР и ЛНР, которые это особо и не скрывают. Наоборот, они всячески это демонстрируют и хвастают своими боевыми успехами. Сначала они перешли в наступление в районе Донецкого аэропорта и фактически захватили его.

23 января глава самопровозглашенной Донецкой Народной Республики Александр Захарченко заявил, что «ополченцы» выходят из режима перемирия и начинают наступление: «Мы сейчас наступаем по нашему плану. На сегодняшний момент смысла вести мирные переговоры, наступая, я не вижу… Мы сейчас будем их бить, пока не выйдем на границу бывшей Донецкой области… Мы сейчас наступаем на Марьинку, Красногоровку, ведем бои за Пески, Авдеевку, Очеретино, на горловском направлении… Я дам приказ: больше пленных не брать! Нам не нужны обмены». Он также отметил, что в наступление перешли и формирования самопровозглашенной Луганской Народной Республики.

24 января А. Захарченко констатировал: «Сегодня началось наступление на Мариуполь». 24 января в 9.25 из «Градов» были обстреляны восточные окраины этого города. В результате 30 мирных жителей погибло, 102 — ранено. В Украине объявлен траур…

Зачем лидерам ДНР и ЛНР понадобилась новая война? Нужно понимать, что эти самопровозглашенные республики — марионеточные структуры. За их спиной стоит Россия. И без санкции Москвы такие масштабные действия ДНР и ЛНР невозможны.

Т. е. Россия сознательно идет на обострение конфликта, причем не только с Украиной, но и с Западом. В прошлый понедельник прошло заседание министров иностранных дел ЕС, на котором обсуждалась реакция Евросоюза на кризис вокруг Украины. Президент Европейского Совета Дональд Туск в своем аккаунте в «Твиттере» сделал весьма жесткое, совсем не дипломатическое заявление в адрес России: «Умиротворение побуждает агрессора к большим актам насилия. Время усиливать нашу политику, основанную на холодных фактах, а не на иллюзиях». На кону новые санкции Евросоюза в отношении России.

Зачем РФ нужна эта эскалация в Восточной Украине? На наш взгляд, во многом это обусловлено внутренними процессами в самой России. Там резко ухудшилось экономическое положение в результате падения мировых цен на нефть и западных экономических санкций. Российский рубль за год девальвировался вдвое. В. Путин признал, что России предстоят два тяжелых года. Согласно социологическим исследованиям, поддержка обществом президента РФ начала медленно уменьшаться. Возможно, маятник массовой эйфории по поводу того, что «Крым наш», дошел летом до крайней точки и начал движение в обратную сторону.

Что нужно сделать, чтобы остановить этот маятник? Правильно, отвлечь население от экономических тягот если не новой войной, то хотя бы резким обострением ситуации в Донбассе. Дескать, снова враги в лице Украины и Запада угрожают нам. Создание ситуации осажденной крепости — универсальный рецепт консолидации общества вокруг лидера.

Еще один момент. С наступлением относительного перемирия в сентябре выяснилось, что экономическое положение ДНР и ЛНР катастрофическое. Предприятия не работают, люди там не получают зарплаты и пенсии. Местные лидеры оказались не в состоянии организовать нормальную жизнь для населения. Регион на грани гуманитарной катастрофы. И самое главное, в своей нынешней конфигурации ДНР и ЛНР экономически абсолютно нежизнеспособны, без восстановления производственных связей с Украиной у них нет никаких перспектив.

Встает вопрос: кто возьмет на содержание проживающих там 2 млн человек? Украина отказалась это делать, потому что не имеет возможности контролировать данную территорию. Когда начиналась вся заварушка, у местного населения была надежда, что события будут развиваться по крымскому сценарию, Россия если не присоединит к себе ДНР и ЛНР, то уж, во всяком случае, возьмет на свое содержание. Но в Москве пришли к выводу, что делать это нецелесообразно. Местное население — это лишь пешка в большой геополитической игре РФ. Поэтому Россия ограничивается лишь гуманитарными конвоями, которых совершенно недостаточно, чтобы решить насущные проблемы населения этого региона.

И опять же для лидеров ДНР и ЛНР единственный выход из ситуации — это война, которая все спишет. Дескать, какие зарплаты и пенсии, если враг у ворот!

Но полномасштабная война еще не началась, есть шанс остановить эскалацию конфликта. Тем более, что в условиях равновесия сил ни одна сторона не может одержать военную победу. И вопрос о формате новых мирных переговоров выходит на первый план. И здесь надо отметить, что Беларусь потихоньку теряет тот статус миротворца, который она сумела приобрести в августе—сентябре прошлого года.

В Минске периодически собиралась четырехсторонняя контактная группа (Россия, Украина, сепаратисты, ОБСЕ). Но эффект от переговоров оказался минимальным. Дальше относительного перемирия сторонам продвинуться не удается. Новое заседание никак не может состояться из-за разногласий. После заявления главы самопровозглашенной ДНР А. Захарченко о выходе из режима перемирия вопрос о мирных переговорах вообще подвис.

А между тем лавры главного миротворца в украинском конфликте начинает перехватывать Казахстан. В декабре один за другим состоялись визиты в Киев А. Лукашенко и Н. Назарбаева. И после них было принято решение провести в Астане саммит России, Украины, Франции и Германии для урегулирования украинского кризиса. Минск остается в стороне. Другое дело, что саммит в Астане так и не состоялся, и перспективы его проведения пока туманны. Потому что стороны конфликта занимают слишком разные позиции, и пространство для компромисса пока не просматривается.

А ведь на конструкции миротворчества базировалась тактика официального Минска по размораживанию отношений с Западом. Дескать, ЕС и США должны оценить роль Беларуси в урегулировании украинского кризиса и достойно вознаградить. Теперь и в этом плане создается неопределенность.

С другой стороны, война в Украине может воспроизвести ситуацию 2014 года, и социально-экономические проблемы, навалившиеся на Беларусь, снова отойдут на второй план. На первое место выйдут вопросы безопасности. Что станет для А.Лукашенко хорошим фоном для проведения президентской кампании.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Закамуфлированная девальвация

Поверженная стабильность

Сигнальные огни

Предвестник угроз

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023