TOP

«Сломали судьбу»…

28 января в суде Минского района было рассмотрено дело Михаила Гладкого. В 2003 году его незаконно осудили за убийство брата на восемь лет лишения свободы, позже год списали по амнистии. А в 2011-м нашли настоящего убийцу — Эдуарда Лыкова, которому за пять убийств вынесен смертный приговор. 

Михаил Гладкий требовал возместить имущественный и моральный вред за то, что пять лет отсидел в колонии и почти два года был занят на исправительных работах. Но суд данный иск не удовлетворил.

За что судили Гладкого?

Родной брат Михаила Виктор Гладкий был неоднократно судим. После одной из отсидок он вернулся к матери в Минский район. Мужчина нигде не работал, злоупотреблял алкоголем, избивал мать и забирал у нее пенсию.

9 октября 2002 года к нему в гости приехал знакомый по зоне Эдуард Лыков. Во время распития спиртных напитков между мужчинами возник конфликт, Лыков начал избивать Гладкого. Мать пыталась заступиться за сына, но гость нанес ей несколько ударов ножом, от чего она скончалась. Затем то же самое, но топором, он сделал и со своим другом.

На следующий день в дом пришел младший брат Михаил. Он знал, что мать накануне получила пенсию, и хотел на часть денег приобрести продукты для нее, чтобы Виктор не успел все прогулять. Увидев лежащую на кровати мертвую мать, а рядом с ней своего брата, он нанес несколько ударов топором по нему.

Экспертиза, однако, впоследствии показала, что Виктор Гладкий умер за сутки до того. То есть Михаил наносил удары уже по мертвому телу. Но узнал он об этом, только когда милиция нашла настоящего убийцу.

«Мне же никто не сказал, что Виктор на тот момент был уже мертвый. Я увидел мертвую мать и подумал, что это брат сделал, он ведь раньше ее избивал. Помню только, как ударил его и сказал: «Вот тебе, вот тебе!» — заявил Гладкий на суде 28 января.

Судья Александр Бирилло спросил у него, почему же он давал признательные показания, оказывалось ли на него давление во время следствия или суда.

Михаил Гладкий отметил, что при задержании сотрудник в форме несколько раз ударил его прикладом автомата.

«Почему же вы не указали об этом при даче показаний?» — поинтересовался судья.

«Это же было задержание, они всегда себя так ведут, — ответил Михаил. — Не знаю, зачем меня били. Сопротивления я не оказывал и сам вызвал «скорую» и милицию».

Позже подозреваемого отправили в Новинки. «Больше всего я боялся, что меня признают невменяемым. Я же нормальный человек. Из тюрьмы еще можно выйти. Остаться в психбольнице я боялся», — отметил он.

По приговору суда Михаил Гладкий был осужден на восемь лет лишения свободы в колонии строгого режима. После год списали по амнистии. В итоге пять лет он провел в заключении и почти два года был занят на исправительных работах. В это время у его 35-летней жены случился сначала инфаркт, потом инсульт. Через три месяца после освобождения мужа она умерла.

«Что вы почувствовали, когда узнали, что невиновны?» — задала вопрос на суде адвокат Михаила.

«Тяжело мне было. Очень тяжело. Сломали судьбу», — ответил он.

Хроника преступлений настоящего убийцы

О том, что Михаил невиновен, ему сообщили спустя девять лет после осуждения.

В сентябре 2011-го по подозрению в убийстве задержали Эдуарда Лыкова. В поселке Ждановичи под Минском был убит 74-летний пенсионер. По материалам дела, между убитым и обвиняемым возникла ссора, завязалась драка, в ходе которой Лыков нанес знакомому несколько ударов металлической трубой.

Позже он признался еще в четырех убийствах. В 2002 году лишил жизни бывшего сокамерника Виктора Гладкого и его мать. Третье убийство совершил в 2004 году — из ревности убил любовника сожительницы. А в 2011 году Эдуард убил и саму сожительницу, за то, что она хотела выгнать его из дома.

По приговору Минского областного суда Лыкову назначена исключительная мера наказания — смертная казнь. Верховный суд оставил в силе данное решение. Исполнен ли приговор, пока неизвестно. Минский областной суд сообщил, что не располагает сведениями по данному вопросу. Однако есть информация, что Лыков обратился с прошением о помиловании на имя президента.

За что Лыков убил родственников Михаила Гладкого и еще трех человек? Внятного ответа на заседании в Верховном суде обвиняемый так и не дал. Известно, что все преступления он совершил в состоянии алкогольного опьянения.

Раскаивается ли он? Ответить сложно. Но про убийство Гладких, сожительницы и ее любовника он рассказал следствию после того, как пообщался со священником. Лыков думал, что признательные показания и помощь следствию спасут его от смертной казни. Но суд решил иначе.

Кстати, после убийства Виктора Гладкого и его матери преступник оставил надпись на зеркале трюмо: «Убей меня».

Отпечатки Лыкова нашли в доме убитых, но никто его так и не допросил

О причастности Лыкова к страшному убийству в Минском районе правоохранительным органам стало известно спустя девять лет. До этого и следствие, и суд вполне устраивала версия о том, что Виктор Гладкий «по пьяни» убил мать, а его брат из мести убил его самого. Тем более что Михаил на допросах признал вину.

На суде адвокат Ольга Кремко отметила, что признательные показания обвиняемого не освобождают органы следствия и суд от обязательства выяснить, кто же на самом деле совершил преступление.

По ее мнению, суд и следствие не придало внимания серьезным противоречиям в показаниях Гладкого. Кроме того, свидетели сообщали, что видели в день убийства, как в дом приходил незнакомый человек (им и был Лыков), однако и этот эпизод не был достаточно изучен. Откуда появилась надпись «Убей меня», также не было выяснено в ходе разбирательства.

Важный момент — адвокат отметила на суде, что отпечатки пальцев Эдуарда Лыкова нашли на месте преступления. Но его никто даже не допросил. А ведь если бы тогда, в 2002 году, удалось доказать его вину и привлечь к ответственности, не было бы еще трех жертв, которых Лыков убил за те девять лет, которые он находился на свободе.

Признал вину? Компенсация не положена

После того как Михаилу Гладкому сообщили, что он невиновен, он решил добиваться компенсации. Сначала у него вообще не хотели принимать заявление, ссылаясь на то, что нет окончательного решения по обвинению Лыкова. И вот на 28 января наконец назначили судебное заседание.

На суде присутствовали прокурор и представители Министерства финансов. Дело в том, что компенсация незаконно осужденным гражданам выплачивается из бюджета. Должностные лица, причастные к ложному обвинению и приговору, материальной ответственности не несут.

Представители Министерства финансов, ссылаясь на ч.2 ст.461 Уголовно-процессуального кодекса, в суде настаивали, что раз Михаил Гладкий добровольно себя оговорил, компенсация ему не положена. Того же мнения придерживался и прокурор Александр Левкович.

Адвокат обратила внимание суда, что на сегодня законодательство не дает четкого определения понятия самооговора. Однако если исходить из научного определения, судебной практики и принятых норм в советском законодательстве, по делу Гладкого не было оснований для добровольного оговора.

«Заявитель искренне заблуждался, когда признавал свою вину, не намеревался ввести следствие и суд в заблуждение. Поэтому факт самооговора в данный момент не может быть признанным», — заявила в суде Ольга Кремко.

Однако суд поддержал доводы госорганов и отказал Гладкому в удовлетворении иска. Михаил Петрович собирается обжаловать данное решение.

«Если мне все-таки дадут компенсацию, хочу поставить памятник на могиле матери и брата», — сказал он после суда.

Адарья Гуштын, БелаПАН

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.