Порою создается впечатление, что в Беларуси все происходит в Минске. Сюда едут за карьерой, славой (пусть не мировой, так хотя бы в пределах «синеокой»), за деньгами, интересной жизнью... Само устройство государства заставляет нас, живущих в Бресте, Витебске или Могилеве (чего уж говорить про города помельче), перебираться в Минск.
В Минске решают, кто будет руководить областью, районом или городом. В Минске решают, какие предприятия дотировать и модернизировать. В Минске решают, кто будет президентом страны. При таком положении дел, быть может, имеет смысл разделить белорусов на тех, кто живет в Минске, и на тех, кто хотел бы там жить?
Фраза «Москва — не Россия» стала избитой истиной. А что если и Минск — это не Беларусь? Или, напротив, Минск и есть вся Беларусь, потому, дескать, незачем заниматься регионами, пусть они остаются такими, какие есть, и не расстаются с восприятием себя как смиренных подчиненных столицы?
Чтобы доказать или опровергнуть такой подход, давайте проанализируем, как глядят на эту ситуацию, например, в Белорусской социал-демократической партии «Грамада». Почему именно там?
Как вы думаете, где находятся центральные офисы партии БНФ, ОГП, партии «Справедливый мир», Движения «За свободу»? Вы не ошиблись с ответом: разумеется, в Минске. У скольких из девяти (Александра Лукашенко не считаем) кандидатов на пост президента в 2010 году была не минская прописка? Только у одного. Ну, а где живут лидеры оппозиционных партий? Большинство в Минске.
Зато руководитель БСДП(Г) Ирина Вештард (единственная женщина среди руководителей партий) — в Сморгони.
Ирина Зеноновна стала «главным» социал-демократом в непростое для партии время: вместо Анатолия Левковича, утратившего доверие коллег, в 2011-м. За нее проголосовало 77 человек, против — один. Год назад был очередной съезд, на котором Вештард сохранила за собой позицию председателя. Правда, ее победа уже не выглядела безоговорочной: 42 — «за», 25 — «против». Соперник — Анатолий Юревич из Слуцка, получил 22 голоса «за» и 45 — «против».
Первый заместитель лидера «Грамады» Игорь Масловский считает, что результаты последних выборов свидетельствуют о демократичности идущих в партии процессов:
— Да, все помнят, в какой ситуации Ирина Зеноновна стала нашим лидером. Лично я и многие мои коллеги бесконечно благодарны ей за ее работу. Но если кто-то из партийцев считает, что она недостаточно сделала для укрепления позиций партии, скажем, среди других демократических организаций Беларуси, то они об этом заявляют открыто… Нормальный процесс для живого организма.
Вот если бы так, как Масловский (житель Бреста, между прочим), считали и в других партиях, глядишь, и там бы изменения произошли. А какие, скажите на милость, могут быть изменения в «прозаседавшихся» организациях?! Сергей Калякин возглавляет «Справедливый мир» (до 2009 года Партия коммунистов белорусская) с середины 90-х, Анатолий Лебедько 15 лет стоит первым в списке ОГП, Алексей Янукевич уже третий раз стал председателем партии БНФ, хотя самому еще и сорока нет…
Мне кажется, они и президента Лукашенко могут «пересидеть»!
Но вернемся к социал-демократам.
Кроме первого заместителя, в БСДП (Г) есть еще «просто заместители»: Анна Канюс (Брест), Игорь Борисов (Могилев), Алексей Сигаев (Минск).
Самый активный социал-демократический регион Беларуси — Брест. Чем занимаются? Агитацией за развитие концепции «малого приграничного движения (чтобы мы к полякам, а они к нам ходили в гости по упрощенной процедуре), кампанией «Тысяча и одна ямка» (мониторинг состояние дорог), социальными акциями, участием в местных и парламентских выборах… Если бы у нас в стране были настоящие выборы и выбирали не только президента, но и мэров, то я бы, делая прогноз, сказал так: «У Анны Канюс шансов стать мэром Бреста гораздо больше, чем у Анатолия Лебедько — президентом».
Могилев, понятное дело, тоже среди лидеров, там живет второй заместитель — Игорь Борисов. Ходят слухи, что он следующий председатель «Грамады». Вполне возможно. Ирина Вештард много раз говорила: мол, не будет цепляться за свою должность, тем более препятствовать молодым коллегам. Только молодым не надо забывать о демократичности и состязательности внутри партии, чтобы не председательствовал Борисов или кто-то иной полтора десятка лет.
Есть еще один белорусский город, который можно назвать социал-демократическим: Речица. Тамошней активности не дает погаснуть предприниматель Олег Шабетник, член президиума партии.
Несколько «провалилась» у БСДП(Г) Витебская область. Если и в ней поработать, то социал-демократы вполне могут взять Минск в кольцо. Проводим соединительные линии на карте: Брест-Сморгонь-Полоцк-Могилев-Речица-Брест. Зачем нужен Минск, если «приватизированы» эти города? Впрочем, Алексей Сигаев, третий «просто заместитель», живущий в Минске, может думать иначе. Ну, пусть убедит и коллег, и нас, что столица ничем не хуже регионов…
Игорь Драко
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…