Прошло уже целых два месяца, как я — столичный оппозиционный активист, живу в провинциальном Березино вместе с двенадцатью тысячами местных жителей. А поскольку два месяца, по меркам современного информационного потока, это ого-го какой срок, напомню читателю, что я тут делаю вообще.
За последние пару лет своей активностью я порядком надоел минским блюстителям порядка. Они меня и сажают, и надзор мне продлевают, а я все отказываюсь «угомониться», как служивые говорят.
Подробности «процесса воспитания» опускаю, просто констатирую факт: чтобы не уехать куда-нибудь подальше на годик-полтора чистить проволоку в компании сомнительных личностей, я принял решение самостоятельно податься в чудный город Березино. И вот — здесь, пишу свои записки.
Когда живешь в столице, начинаешь как-то забывать, что Минск — это не вся Беларусь. Но еще есть огромная часть страны, которая живет похоже, но не так. Тут все у всех на виду, если, например, какой-то местный исполком обиделся на какого-нибудь предпринимателя, то вполне может случиться так, что работать ему (предпринимателю, не исполкому, конечно) станет просто негде. Такой вот местечковый «Левиафан».
А вот мнение насчет внутриполитической ситуации тут ничем не отличается от столичного. То есть осознание того, что власть ведет нас по какому-то уж больно неординарному пути, уже есть, а осознания того, что можно при желании найти нормальную дорогу, еще нет.
Это я узнал в разговорах с теми, кто следит за новостями. Узнав, в свою очередь, про мой приезд, захотели пообщаться со мной лично на тему: «Паша, ну че там у вас, в Минске?».
Я начинал говорить, что нужно личное участие каждого. Что лидеры оппозиционных партий и организаций, какими бы они ни были образованными и бесстрашными, стоят ровно ноль на политической арене без вашей поддержки. Ну, и так далее.
Они согласно кивают, но я прекрасно понимаю: в ближайшем будущем делать ничего не будут. Все сводится к фразе: «Не, а что я могу? Меня ж посадят, а мне семью кормить»…
Оно, в общем-то, и понятно, но не мне.
Откровенно говоря, я за девять лет активной политической жизни так и не нашел тех слов, которые нужно говорить людям после этой фразы. Нет, правда, что говорить-то? Дескать, нужно стремиться к европейскому правопорядку? Что нужно иметь самоуважение? Мол, Конституция Республики Беларусь — это наше народное достояние, а мы молча позволяем его растаскивать?
Нет, это не работает. Возможно, я не знаю, что говорить, поскольку у меня нет детей и, соответственно, нет необходимости их содержать. Возможно, потому что я просто дурень, который за девять лет не смог придумать нужный месседж.
Но, скорее всего, виной всему нормальный человеческий страх выхода из «зоны комфорта». В этой фразе ключевое слово — «зона», потому что никакого «комфорта» нет. Оно, собственно, и понятно, ведь все в Беларуси знают, что споры с властью — это риск.
А поэтому власть хорошо бы и приструнить, но так, чтобы самому рисковать не пришлось.
В этом, повторюсь, среднестатистические березинцы ничем не отличаются от среднестатистических минчан. Желание понятное, вот только так не бывает.
Но я все же убежден: рано или поздно мы придем к своему локальному хэппи энду.
Во-первых, демократий на планете Земля с каждым годом все больше. Во-вторых, у нас под боком Европейский союз, и он влияет на всех, включая чиновников. В-третьих, подрастает новое поколение, у которого свое видение страны и которому уже недостаточно нашей народной мантры «чарка-шкварка-иншамарка».
В общем, все будет хорошо. Даже в Березино. Вот только когда?..
Павел Виноградов
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…