Александр Алесин: Армия обязана модернизироваться
Руководство страны, похоже, извлекло урок из украинских событий: недаром последние месяцы Александр Лукашенко все чаще говорит о модернизации Вооруженных сил.
На встрече с руководством Министерства обороны президент объявил о планах модернизировать армию к 2020 году. Было обещано не только найти средства на это, но даже увеличить текущее финансирование в условиях экономического кризиса.
Что должны представлять собой модернизированные Вооруженные силы Беларуси? Где взять деньги на их содержание? Военный эксперт Александр Алесин отвечает на вопросы «Свободных новостей плюс».
— Какие средства нужны для обеспечения боеготовности и где их взять? Бюджет ведь не резиновый…
— По стандартам НАТО желательный уровень финансирования составляет примерно 2% ВВП. Беларусь на военные расходы сейчас выделяет порядка 1,1-1,2% ВВП – то есть реально далеко от многих стран мира.
Прозвучала также тема оптимизации Вооруженных сил Беларуси. Это значит, доля обеспечивающих подразделений будет уменьшаться, а боевых – если и не наращиваться, то останется на нынешнем уровне. Ряд функций могут передать гражданским организациям. Не нужно строить армейские кухни, прачечные, мастерские – все это могут выполнять гражданские специалисты. В мирное время такой подход более экономичен.
— Процитирую по сообщениям информагенств: «Развитие армии будет осуществляться… за счет высвобождения от излишествующих запасов вооружения и военной техники». Иначе говоря, речь о продаже излишков вооружений. А они есть у нас?
— Действительно, один из источников дополнительных доходов – торговля военным имуществом, которое считается лишним. Если раньше, при отсутствии глобальных военных конфликтов, существовал спрос только на передовую, современную технику, то сейчас, когда боевые действия ведутся в Сирии, Ираке, Йемене, Украине, спросом пользуются не только новинки. Поэтому Беларусь вполне может торговать излишками вооружений, которые прежде не пользовались спросом.
Учитывая, что экономическая ситуация нынче не очень хорошая, хорошо бы сохранить уровень военных расходов прошлого года. Революционных преобразований в армии трудно ожидать.
Возможно, в рамках ОДКБ Россия может продать нам отдельные, не совсем новые виды оружия по неполной, даже остаточной стоимости. Как, например, в конце прошлого года Россия поставила четыре дивизиона комплекса С-300, которые вскоре заступят на боевое дежурство.
— В прошлом году белорусское руководство обещало представить новое оружие отечественного производства. Ранее оружейников озадачивали созданием собственного оперативно-тактического ракетного комплекса не хуже российского «Искандера». Какие перспективы имеет белорусский ВПК?
— Трудновато будет… Если брать электронику, оптику – все, что обеспечивает управление, наведение, навигацию, у нас есть. Мобильные платформы могут обеспечить МАЗ или МЗКТ. Но проблема — сама ракета. В ней содержится твердое топливо, грубо говоря, специальный порох с добавлениями других элементов, которых у нас нет. Такие технологии есть в России, Украине, Китае. Если бы удалось позаимствовать их или создать совместное предприятие на территории Беларуси, тогда создание ОТРК вполне реально.
Есть и другие сложности. О них велись переговоры с Украиной, однако неизвестно, чем все завершилось. Что до варианта диалога с Китаем, то последний — весьма сложный переговорщик…
Думаю, 9 Мая на параде оперативно-тактический ракетный комплекс не покажут, разве что макетный образец. Но в серийное производство его запустят не скоро.
Зато нам вполне по силам поставить ряд артиллерийских систем на белорусскую колесную базу, сделав их более мобильными. Например, российский «Град», установленный на колесное шасси МЗКТ, породил «БелГрад».
Из числа реализованных проектов нового вооружения и военной техники следует выделить создание бронемашин, противотанковые комплексы, ряд проектов в области беспилотной авиатехники, связи, систем управления, противодействия высокоточному оружию, ПВО, автотехники.
Возможно появление модернизированных штурмовиков Су-25 и истребителей Миг-29.
— По словам главкома оптимизация численного и боевого состава белорусской армии практически завершена — о чем речь?
— Скорее всего, об оптимизации структуры, об удельном весе тех или иных подразделений в Вооруженных силах. Перспективные виды войск будут наращиваться, а численность других уменьшаться или ликвидироваться. Продумываются пути формирования воинских подразделений, частей, которые в мирное время не существуют.
За счет этого будут наращиваться силы спецопераций, ПВО и ВВС – именно те силы, которые наиболее востребованы в случае военных действий, гибридной войны…
— Какой вам представляется модернизированная, боеспособная армия?
— Мне кажется, наши военные теоретики представляют ее следующим образом. Территорию Беларуси должен окружить очень плотный противовоздушный щит. Учитывая наличие дивизионов С-300 – задача вполне посильная.
Но, как показал случай с «плюшевым десантом», необходимо прикрыть низкие высоты: установить соответствующие радары на вышках, вертолетах или аэростатах. Это важно, например, с учетом строительства Белорусской АЭС.
Следует обеспечить должное противодействие высокоточному оружию, чтобы сбивать с курса боеголовки крылатых и баллистических ракет.
В Беларуси есть комплексы «Точка» и «Точка У». Может сложиться ситуация, когда Россия заинтересуется перевооружением наших ракетных баз комплексами «Искандер М» — в рассрочку, в кредит или на других условиях. Менее вероятный сценарий – производство собственных оперативно-тактических ракетных комплексов. Особое внимание будет уделяться силам спецопераций, которые должны противостоять гибридной угрозе…
Юрась Дубина
Читайте также о проекте «Рефорум»:
Михаил Недвецкий: Бесплатной медицины у нас нет
П. Быковский: Ответ пропагандистским манипуляциям — правда