Ведущий российский географ-американист, политолог и страновед Леонид Смирнягин рассказал о своем видении настоящего и будущего Америки, новом этапе в геополитике, мифах об американской русофобии и долларе…
Почему и как Штаты стали отвечать за весь мир
— Сегодня «длинной рукой госдепа» принято объяснять все мыслимые и немыслимые катаклизмы. С чем это связано? Вообще, с чем связано особое отношение к Америке?
— Особое отношение к США, по моему мнению, зиждется на том, что американский бренд № 1 — это «совершенная государственность». Дело не столько в том, что Америка — самая богатая и сильная страна, сколько в том, что сама ее государственность невероятно мощна и отлажена. И именно из этого проистекают два противоположных вывода. С одной стороны — самая мощная и передовая держава, и поэтому ей позволено многое из того, что не позволено другим. Если и действует в обход ООН — что ж, мол, на то она и Америка!
С другой стороны — наоборот, именно в силу особого статуса ей многое не позволено. Это страна иного порядка, образцовая.
Если у человека нет сформированного представления о США, он часто «шарахается» между двумя крайностями.
Я лично считаю, что США — страна как страна… Даже по объективным показателям она редко находится на первых строчках рейтингов. Кстати, США довольно устойчиво занимают первое место по конкурентоспособности — по сумме многих показателей, но при этом почти ни по одному из них в отдельности. Америка — своего рода чемпион по сумме, по многоборью.
— Когда Америка впервые взвалила на себя пресловутый груз ответственности за весь мир?
— Burden — «бремя распространения демократии» — провозгласил еще президент Вудро Вильсон после первой мировой. Он буквально обрушился на весь мир с рассказами о том, что такое демократия, справедливость, права человека и так далее. Произнесенные главой мощнейшей державы, которая внезапно появилась на авансцене, эти слова произвели сильнейшее впечатление.
Но тут подоспели 1930-е годы: Америка, ставшая центром капиталистического мира, впала в экономический кризис. Тогда и появился тот карикатурный образ Америки, который до сих пор пользуется популярностью: торгаши, ничего святого, кроме доллара, лезут напролом, туповатые, берут только своей неуемной энергией и так далее.
Однако из второй мировой войны американцы выехали «на коне», когда стали бастионом противостояния советскому блоку. Это, конечно, золотой век Америки, период ее огромного процветания. У них был рекордный период до нефтяного кризиса 1973 года.
Но вот кончилась «холодная» война. Нужда в лидере во многом отпала. Ее надо было доказывать. И где-то в 2000 году все сломалось. Спад настроений в адрес США был очень сильным.
Как вдруг — Крым. Мне кажется, это начало нового геополитического этапа в мире, который очень выгоден для Соединенных Штатов. Они вновь во главе «свободного мира».
Таким образом, влияние Америки падало все 2000-е. Тогда на США приходилась примерно треть всех зарубежных инвестиций. Сегодня — 17%. Вот насколько за эти полтора десятилетия действительно упало влияние Америки в мире. Тот факт, что роль США в международном бизнесе сократилась, — очень яркая иллюстрация спада.
— Сегодня, по-вашему, запущен обратный процесс?
— Рано говорить, конечно, с марта 2014-го прошло меньше года, но мне кажется, что да. Явно запущены вновь те механизмы, которые во времена «холодной» войны обеспечивали Америке, в том числе ее бизнесу, разного рода подковерные преимущества. Так что сейчас, я думаю, мы — свидетели возрождения их возможностей.
Америка — страна изоляционистская
— Изоляционизм — черта американского характера?
— Конечно! «Мы — громадная страна, мы без всех вас обойдемся запросто. Мы вам нужны, а вы нам — нет»… Экспорт составляет лишь 10% ВВП США, правда, и импорт — около 13—14%, в европейских странах эта цифра обычно 25% и больше. В Бельгии — половина. А США вообще почти изолированы, они всех «в гробу видали».
— То есть все разговоры, что американская экономика, держащаяся на господстве доллара, катится вниз, ни на чем не основаны?
— Конечно, это глупости. Более того, Америка сейчас процветает отдельно от Европы и Японии за счет собственных импульсов, что странно.
— За счет каких именно импульсов?
— Это, конечно, сланцевая нефть и газ — во-первых. Собственные технологические прорывы — во-вторых. Общее оздоровление — покончено с «пузырем» жилищного кризиса и прочими социальными неурядицами — это три. То есть благодаря сугубо внутренним факторам Штаты начинают подниматься вверх.
— С экранов телевизоров нам часто повторяют мантру о госдолге США в 17 триллионов долларов. Что, дескать, американская экономика не выдержит этого долга и лопнет… Это все досужие разговоры?
— Все это чепуха и непонимание элементарных принципов. Долги государства — рядовое явление в мировой экономике. У многих стран мира долг относительно ВВП еще больше, чем у США. У Японии госдолг в 1,5 раза больше, чем ВВП, ну и что? Что жить в долг стыдно — это какое-то средневековое представление.
Главный источник долга — дефицит бюджета. На покрытие дефицита государство берет с рынка деньги, выпуская свои облигации, то есть долговые расписки (бонды казначейства США). В мире большой спрос на эти бонды. Есть много стран, у которых торговый баланс сводится с плюсом, иногда с большим. Этот излишек не так-то просто освоить в текущей экономической жизни, его придется хранить. Инфляция, однако, может съесть этот излишек за дюжину лет. Поэтому лучше всего дать «лишние» деньги в долг под проценты какой-нибудь стране с хорошим кредитным рейтингом. У США он самый высокий в мире, размер экономики тоже рекордный. Вот и несут в США свои внешнеторговые плюсы десятки стран, а взамен получают бонды казначейства. В результате в США ежегодно поступают из других стран мира сотни миллиардов долларов. Никто, собственно, не принуждает страны мира кредитовать США, просто это самая устойчивая экономика и валюта.
Наши телеораторы-псевдоэкономисты любят говорить: если кредиторы Америки внезапно и разом потребуют свои деньги назад, то экономика США лопнет, словно мыльный пузырь. Такое говорить можно только в припадке невежества. Прежде всего, это невозможно: возвращать по первому требованию можно векселя (и то не всегда), а не облигации, для них предусмотрен четкий график выплаты процентов и погашения. Но даже если это случится, то в США сразу произойдет сильная инфляция, доллар обесценится, а реальный долг сократится в разы, деньги стран-кредиторов пропадут. Надо это, скажем, Китаю? Нет, конечно. Возникает парадокс мировой экономики: страны-кредиторы кровно заинтересованы в процветании страны, которой они дали свои деньги на хранение и ради процентов.
Антиамериканизм россиян несравним с русофобией американцев
— Составной частью антиамериканского дискурса в СМИ является преувеличение масштабов проблем. Например, стремление уничтожить Россию…
— Три года подряд я езжу с практиками нашей кафедры, со студентами и преподавателями МГУ по различным районам США — ничего похожего нет. Ничего похожего! Меня, кстати, поражает еще вот что: Россия как тема где-то на десятом-пятнадцатом месте у американцев.
Даже прошлым летом, уже после Крыма. Им и в голову не приходит как-то по этому поводу заостряться.
— Чего больше — антиамериканизма россиян или русофобии американцев?
— Антиамериканизма россиян, конечно же. Гораздо больше. Просто несопоставимо больше. Для нас Америка и американцы — очень важная тема. К сожалению — я все время об этом говорю, — подавляющее большинство народов выталкивает свои собственные проблемы наружу, сваливает их на кого-то. У нас это традиция древнейшая. Почему у нас трудности? Сразу «англичанка гадит», потом немцы были, теперь американцы…
Вот смотрите. Во-первых, США очень далеко, про них толком ничего не известно, как в прежние времена об Англии. А сваливать все на соседа, с которым часто общаешься, как-то не годится… Во-вторых, Америка — очень большая страна. Можно легко поверить в то, что она в силу размеров действительно «ведет себя безобразно». Остается приписать пару черт вроде того, что «насолить» России — ее вековая мечта, — и все, образ готов. Это чрезвычайно раскрепощает человека. Мол, а я-то тут при чем? Это все Америка — вы разве не видите, что творится?!
— С чем связан рост бытового антиамериканизма в последние месяцы? Дело рук телевизора? Отголоски украинских событий?
— Я, честно говоря, не вижу особой вспышки антиамериканизма. Он у нас расцвел сразу после югославских событий. Сейчас, возможно, стал более артикулированным, но он традиционно был очень сильным где-то с 2000-х.
Что до Киева, у меня такое ощущение: украинские события к проискам американцев отношения не имеют вообще. Это абсолютно украинская история как таковая. Это история их страны. Я не могу себе представить, что американцы дергают за ниточки и предопределяют жизнь всех народов мира. Они вообще едва ли представляют, где эта Украина находится. Думать, что они могут манипулировать всем этим, — смешно.
Конечно, украинская ситуация свалилась как снег на голову или, если хотите, как подарок. Мы сейчас попросту являемся свидетелями того, как демократия, позитивное явление, распространяется по миру вообще без денег, просто будучи более передовой формой государственности и общественной жизни.
Завтра Америка станет «небелой», но хуже от этого ей не станет
— Какой вы видите Америку в обозримом будущем?
— Нужно сразу же — в американском стиле — обозначить, какие у страны есть трудности и как она будет с ними справляться.
Первая проблема (и самая серьезная) — белые в обозримом будущем окажутся в меньшинстве. Что это изменит? В какой степени minorities — типа «латинос» — заражаются американскими ценностями? В какой степени работает тот самый «плавильный котел»? Я думаю, эта проблема будет решена. Прежде всего, мы действительно видим, что второе, а тем более третье поколение «латинос» перестает говорить на испанском. И видно по всему, что иммигранты не собираются в Америке побираться, а собираются встроиться в общество в качестве полноценных его членов. Так или иначе, Америка будет «небелой» страной, но это не принесет ей существенных проблем.
Второй момент — Америка решит проблему своей энергозависимости. Тут вообще можно констатировать, что Бог любит Америку, ни больше ни меньше. Я не думаю, что они станут чистым экспортером нефти: процентов 10—15 они будут ввозить. Но это не половина, как десять лет назад. Причем эффективность добычи из сланцев растет стремительно! Выясняется: примерно при цене 40 долларов за баррель они вполне могут добывать эту нефть.
Я хочу вот что отметить — это своего рода испытательный срок для хулителей Америки.
— А в чем конкретно испытательный срок?
— Вот как они вывернутся — как объяснить, почему сейчас цена на нефть падает? Если это американцы закрутили — ну у них при низкой цене не пойдет добыча сланцевой нефти! Они не выходят на самообеспечение. А ведь туда закачаны огромные средства. Как это объяснить? Не получается. Значит, не американцы виноваты. А уж думать, что таким образом они специально губят Россию, — это вообще расписываться в полном невежестве. Тем более обрушивать рубль…
Возвращаясь к будущему Америки, следует сказать, что его сложно прогнозировать еще и потому, что США далеко оторвались в своем развитии от других стран мира. Они уже существуют в других условиях, их трудности — уже совсем иного характера, которые нам незнакомы совершенно.
— Например?
— Возьмем, к примеру, американские банки. Они уже по своим размерам не господствующие в мире. В 1970-е годы, допустим, возьмешь 10 крупнейших банков — и девять из них окажутся американскими. Сейчас из десяти — один-два американских, не более. Все потому, что в США уже получают распространение другие формы накопления, скажем, пенсионные фонды. Внутрикорпорационные накопления огромные. Этого нет в других странах, не работают они там.
— В геополитическом отношении роль Америки будет и дальше расти?
— Мне кажется, да, вот на это время, по крайней мере. Если по-прежнему будет работать жупел «восточной опасности»… Если же он исчезнет — мы вернемся к началу 2000-х годов.
Я большой сторонник концепции: не Америка упадет, а в один ряд с ней встанут другие.
Ренат Темиргалеев, Colta
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…