Убийственный вирус войны
Убийство Бориса Немцова показывает, что Россия скатывается в пучину террора против собственного народа.Президент Литвы Даля Грибаускайте Политика столь высокого уровня, как Борис Немцов, в современной России еще не убивали. Он был первым вице-премьером правительства, заместителем председателя Госдумы РФ, наиболее известным на Западе российским оппозиционным деятелем.
Наверное, символично, что эта трагедия произошла практически рядом с Кремлем, недалеко от Красной площади, фактически в сердце государства российского. Словно клеймо на его репутации, как знак судьбы.
Очень показательна демонстративность, если не сказать ритуальность, этого архизлодейства. Для таких преступлений убийцы обычно стараются выбрать тихое место. Например, у входа в подъезд дома, где живет жертва.
В данном случае выбрали людное, может быть, самое охраняемое в России место, т. е. недалеко от Кремля. Там полно видеокамер, много работников спецслужб. Убийцы оставили в живых свидетельницу, спутницу Б. Немцова. Создается впечатление, что они ничего не боялись.
Когда одного из лидеров оппозиции убивают накануне акции протеста, то очевидно, что главная версия преступления — политическая. В этом смысле просто удивительным выглядит комментарий, который дает Следственный комитет РФ. Этот орган рассматривает версии, связанные «с коммерческой деятельностью Немцова или личной неприязнью к нему». Отрабатываются также варианты в связи с событиями в Украине, даже «с исламско-экстремистским следом», якобы из-за позиции убитого по вопросу о теракте в редакции французского журнала Charlie Hebdo. Но самой главной считается следующая версия: «убийство как провокация для дестабилизации политической ситуации в стране, и фигура Немцова могла стать своеобразной сакральной жертвой для тех, кто не брезгует никакими методами для достижения своих политических целей». В переводе на русский язык это означает, что его убили сами оппозиционеры, чтобы насолить Путину. Российские телеканалы настойчиво подбрасывают идею о преступлении на любовной почве и о заговоре Запада. Версия, что это мог быть заказ властей, даже не рассматривается.
Рано или поздно подобное преступление должно было случиться. Уже целый год российскими государственными СМИ создается атмосфера ненависти, психологической войны не только к Украине, Западу, но и ко всем инакомыслящим в самой России. Шовинистическая волна захлестнула страну. Российское общество находится в состоянии возбуждения, мобилизации, готовности убивать. И это естественное состояние для страны, ведущей войну. Причем, не только горячую войну против Украины, но и информационную войну со всеми, кто с этим не согласен. Посмотрите на ту атмосферу психоза и истерии, которая царит на российских телеканалах, в передачах Киселева и Соловьева. Военный вирус очень заразный, он легко вызывает эпидемию ненависти. Если бы сейчас российские власти по опыту 1937 года начали организовывать митинги на предприятиях и учреждениях, то они легко могли трансформироваться в требование типа «повесить оппозиционных собак!».
И это уже не гипотеза. Портреты людей, выступающих против политики России в отношении Украины (Б. Немцова, А. Макаревича и др.), все время появляются в виде мишеней. На недавнем шествии «Антимайдана», организованном властями по случаю годовщины победы киевского Майдана, несли транспаранты с лозунгом «Добьем пятую колонну!».
Что же теперь удивляться, что от слов перешли к делу? Власти долго нагнетали высоковольтное напряжение, вот цепь и замкнуло. Ружье долго заряжали, демонстративно повесили на стену. Кто-то обязательно должен был нажать на курок.
Вы посмотрите, что творится на российских интернет-форумах, социальных сетях. Сторонники В. Путина не скрывают своей радости по поводу убийства «врага народа» Б. Немцова. Дескать, «одним лже-патриотом меньше».
Еще один важный момент. Через войну в ДНР и ЛНР прошли уже тысячи российских граждан, так называемых «добровольцев» и «военнослужащих-отпускников». Как известно, война плохо влияет на психику людей. Эти люди привыкли к вседозволенности и безнаказанности, к грабежам и убийствам, издевательствам над пленными противниками, они приучились сначала стрелять, а потом думать. Теперь они вернулись. Возможно, с оружием. И теперь нравы, царившие там, переносятся в родную страну. Ни к чему хорошему это привести не может. Россия и так является одной из самых криминальных стран в мире. По количеству заключенных на 100 тыс. населения она все время находится среди мировых лидеров. Война в Украине неизбежно стала дополнительным фактором криминализации России.
Многие наблюдатели уже сравнивают выстрел в Бориса Немцова с убийством Сергея Кирова в 1934 году. То преступление стало началом «большого террора» в СССР. Сегодня мутация российского массового сознания привела к тому, что страна психологически готова к террору. Не хватало лишь спускового крючка.
В траурном шествии памяти Бориса Немцова приняло участие около 50 тыс. человек. Мало это или много? Напомню, что на улицы Парижа, чтобы принять участие в Марше единства, который был организован в знак солидарности с убитыми в редакции французского журнала «Charlie Hebdo», вышло около 1,5 миллиона человек. Тот теракт объединил французов. А убийство Б. Немцова лишь углубило раскол в России (см. реакцию в социальных сетях).
Важно отметить и международный аспект этого преступления. В связи с войной в Украине репутация России в мире теперь очень плохая. Убийство Б. Немцова наложило еще более мрачную тень на тот политический режим, который ныне правит в РФ. СМИ просто констатируют, что убит главный противник и критик В. Путина. И российскому президенту теперь очень тяжело отмыться от тяжких подозрений.
В любом случае, Россия вступила в темную полосу своей истории. В дополнение к войне, международной изоляции, погружению в пучину экономических катаклизмов, начались убийства политических оппонентов власти.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»: