Европейский диалог и белорусские политзаключенные
Очередной выпуск правозащитного видеопроекта «Кухня ТV» был посвящен интенсификации отношений между официальным Минском и ЕС, а также влиянию этого внешнеполитического диалога на положение с правами человека. В обсуждении участвовали руководитель правозащитного центра «Вясна» Алесь Беляцкий, заместитель председателя ПЦ «Вясна» Валентин Стефанович и председатель международного консорциума «ЕвроБеларусь» Влад Величко. Предлагаем читателям запись этого обсуждения.
Валентин Стефанович:
— 26 февраля Ленинским райсудом Могилева к дополнительному году заключения был осужден политзаключенный Николай Дедок. Это произошло на фоне визитов в Беларусь высокопоставленных представителей Евросоюза Андреа Ригони, Сандры Калниете и Хельги Шмид. Прямо день открытых дверей какой-то…
Официальный Минск демонстрирует заинтересованность в развитии конструктивных отношений с Европой. Впервые за много лет белорусские власти получили официальное приглашение на саммит «Восточного партнерства», который состоится 22 мая в Риге.
Как вы считаете, повлияют эти политические процессы на белорусское общество, на ситуацию с правами человека и наличие политзаключенных?
Влад Величко:
— Осуждение к дополнительному году заключения Николая Дедка было сделано белорусскими властями демонстративно как раз в момент визитов высокопоставленных европейских чиновников. Эта демонстративность не случайна. Европе и нам, белорусам, как бы говорят: улучшение отношений с ЕС и политзаключенные — это разные вопросы повестки дня.
Алесь Беляцкий:
— Власти поставили перед собой задачу: налаживая отношения с Евросоюзом, ничего не изменить в собственной стране. Ничем не поступиться. Это касается и контроля за гражданским обществом, за молодыми активистами — в первую очередь. А вот ситуация с Дедком… Это гадкая советская традиция — добавлять срок заключенному перед самым выходом на волю. Вспомним хотя бы известного советского диссидента Михася Кукобаку. За неделю до освобождения ему дали новый срок.
Александр Лукашенко недавно открыто сказал, в чем заинтересованность Беларуси в сближении с Европой: нужны деньги, нужны кредиты. Это то, что традиционно предоставляла раньше Россия. Но на сегодняшний день не факт, что Россия и впредь будет поставлять финансовые средства в необходимых объемах. У нее своих проблем выше крыши. Первый сигнал — ситуация вокруг строительства АЭС. Переносятся сроки, значит, у России проблемы с деньгами.
Чтобы оставаться на плаву, власти вынуждены обращаться к странам Европы. С этим, наверное, связано и мое освобождение из тюрьмы.
Валентин Стефанович:
— Мне кажется, внешний кризис в соседних странах умело конвертируется белорусской властью…
Влад Величко:
— Согласен. Мы видим: как только белорусские власти почувствовали, что российские деньги стали «короткие», они начали искать им альтернативу. И ситуация вокруг Украины эксплуатируется умело. Это мы тоже видим.
Наблюдается парадоксальная картина: в самой Беларуси почти ничего не изменилось с правами человека, с ситуацией вокруг политзаключенных, но активно идет сближение с Европой. Это в первую очередь европейская заинтересованность в развитии контактов. Европа как более образованная, толерантная, цивилизованная сторона не может себе позволить годами удерживать отношения с соседом в плохом состоянии. Она ищет возможности для их нормализации.
Если это связать с недавней сменой кабинета еврокомиссаров, то мы по-прежнему слышим правильные слова о политзаключенных. Вот только самим им, политзаключенным, ни холодно и ни жарко.
Алесь Беляцкий:
— Можно сказать, что геополитические интересы в нашем регионе начинают преобладать над правами человека, интересами демократии. Своеобразный шлюз этому процессу открыл приезд в Минск канцлера Меркель и президента Олланда. За ними, как мы видим, отправились в дорогу другие чиновники. И еще приедут. Это своеобразный вызов белорусскому гражданскому обществу. Имею в виду то, что ему следует настойчиво добиваться, чтобы эти визиты европейских чиновников связывались с соблюдением прав человека.
Валентин Стефанович:
— Создается впечатление, что стороны действуют прагматично. Чем это опасно?
Влад Величко:
— Как мы в принципе можем быть против улучшения связей с ЕС? Это хорошо, особенно с учетом фактора современной России, ситуации в Украине. Вопросы национальной безопасности сегодня актуальны как никогда. Как уже говорил Алесь, геополитика сейчас доминирует. Но мы не можем и не должны забывать о правах человека. Может, следует изменить тактику, больше объяснять ошибки такой политики еврочиновников, ее опасность для Беларуси?
Алесь Беляцкий:
— Опасность ситуации не в желании ЕС помочь Беларуси, а в том, что власти используют эту помощь для укрепления режима. Мы должны понять: не всегда интересы Евросоюза в обеспечении стабильности в Беларуси совпадают с интересами гражданского общества.
Валентин Стефанович:
— Что конкретно может сделать гражданское общество?
Влад Величко:
— Это непростой вопрос. Нам нужно принципиально отстаивать правила игры, стараться перекрыть прагматику европейцев в белорусской проблеме.
Алесь Беляцкий:
— Мне кажется очень важным голос гражданского общества в Беларуси. Если мы будем активно работать в одном направлении, то удастся сохранить стандарты европейцев в отношении Беларуси, которые существовали в предыдущие годы.
Записал Виктор Гавриленко