Categories: Культура

Театр-трансформер

О театре «Крылы халопа» я впервые услышала от случайной попутчицы по дороге из Бреста в Минск. Женщина средних лет воодушевленно повторяла: «Вот сходите обязательно: вы журналист, вам обязательно понравится»... 

Я увидела «Крылы халопа» сначала в соцсетях, узнала о них побольше. Мне понравилось, попутчица была права.

Про запрещенный Чернобыль и безопасную АЭС

Спектакль «Чернобыль» появился как отклик на известие о строительстве Островецкой АЭС. Режиссер спектакля Оксана Гайко рассказала:

— Я почитала об этом и подумала: совсем ничего не знаю о Чернобыле. А ведь эта тридцатилетняя история непосредственным образом касается нас сегодняшних. И вот что удивительно: в стране, наиболее пострадавшей от мирного атома, строят АЭС, а люди молчат и никак не высказываются. Как так? Это очень интересно: почему наши люди все время молчат?

Спектакль — в русле документального театра. Создавая его, театр дважды выезжал в экспедиции, собирая в зоне отселения и в Полесском радиационно-экологическом заповеднике фактологию. В итоге действо соткано из реальностей, в которых живут люди, из интервью, сочинений детей, документов, связанных с последствиями катастрофы. Зрителю открывается видео из зоны отселения, и лишь когда атмосфера заполняет собой пространство театра, на сцене появляется первая актриса. Спектакль сценический плавно перетекает в интерактивную форму, когда актеры превращаются в обычных людей, а те — в артистов. Потому что Чернобыль живет в нас и всегда будет рядом, если ты родился в Беларуси.

Но премьера в брестском Центре культуры и досуга сорвалась: дирекция сослалась на срочный ремонт. По мнению актера Сергея Гайко, «иным «товарищам» попросту неудобно задаваться вновь вопросом о проблеме Чернобыля, чтобы люди не проводили параллели с современностью, не вспоминали некогда случившееся и не проецировали его на сегодняшние реалии».

Социальное искусство — ближе к социуму

По мнению Сергея Гайко, сегодняшние технические возможности увеличивают шансы запрещенного искусства дойти до своей аудитории: «Например, когда в лучших советских традициях читку пьесы драматурга Павла Пряжко «Трусы» «худсовет» в Бресте не рекомендовал к показу, мы вышли в онлайн. Задействовали пять веб-камер, и теперь это можно смотреть в интернете«.

Пространство «КХ»

А сейчас завидными темпами набирает обороты «Пространство «КХ»: площадка для образовательной, презентационной и исследовательской работы в области театра, современного искусства и неформального образования. «Мы хотим создать место, где в искусстве нет четких границ, где спектакль перерастает в выставку, а галерея в неформальный университет. Пространство-трансформер», — говорят артисты о себе.

Юлия Рымашевская

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023