«Телепун предложил? Это политика!»
Владимир Телепун — известный в Мозыре правозащитник, который, к тому же, занимается активной политической и гражданской деятельностью.
— Владимир Андреевич, обычно правозащитники сосредоточиваются исключительно на какой-то отдельной области. Вы же еще и политик. Почему?
— Тут одно связано с другим. Ведь фактически помощь многодетным семьям, инвалидам, ветеранам, ликвидаторам — это реальная социальная политика. А выступая за ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС, участвуя в марше «За выживание», в программах «Зялёнай сеткі», я невольно занимаюсь политикой экологической.
— Больше половины пришедших на недавний День Воли — юноши и девушки. Как складываются ваши отношения с молодым поколением демократов?
— На самом деле в Мозыре их не так уж и много… Во всяком случае, в публичной деятельности. В основном гудят в социальных сетях. И тут удивляться нечему: после разгрома уличных акций в 2011 году тех молодых людей, которых «определили» организаторами, выгнали с работы и теперь не берут даже грузчиками. Но с теми, кто остался в «политике», у нас отношения отличные.
— В какой момент своей жизни люди идут к правозащитнику?
— Когда обращения во все органы и структуры оказались безуспешными или не принесли ожидаемых результатов. А жалуются на администрацию предприятий при разрыве контракта, на превышение власти сотрудниками милиции, на проблемы ЖКХ…
— Что именно и много ли удалось решить?
— Помочь, к сожалению, не всегда удается. Но отдельные вопросы решаемы. Например, обратились ко мне представители газового кооператива с жалобой на «обдираловку». Занялся и за полгода людям вернули 34 миллиона рублей.
Или микрорайон Бобры. Ранее это была большая деревня, однако уже в 1990-е оказалась почти в центре города. Водоканал решил демонтировать колонки и обязал провести воду в частные дома. А их владельцы в основном старики. Ну как им вытянуть такое непростое дело? В общем, закончилось все тем, что людей оставили в покое.
— Как местные чиновники реагируют на вашу активность? Мешают?
— Скорее, проявляют полное безразличие. Хотя в марте был случай. Я предложил сотрудникам комнаты школьника своего микрорайона провести беседу с детьми о правовой культуре. Идея понравилась, но в последний день кто-то из чиновников райисполкома поинтересовался, что тут к чему, кто беседовать будет? Прозвучала моя фамилия — мероприятие запретили, инициативу сотрудников комнаты школьника зарубили…
Роберт Громов