Беларуси грозит долговая кабала
Какая-то эйфория охватила белорусских чиновников в связи с кредитной поддержкой, которую собирается оказать Китай белорусской экономике. Никто не задает простой вопрос: как Беларусь будет отдавать новые долги?
А вопрос этот на самом деле весьма непрост… Если присмотреться к проектам, на реализацию которых будут использоваться средства кредитов, то окажется, что их эффективность вовсе не так уж однозначна, и существуют значительные риски того, что Беларусь не получит от их реализации доходов, покрывающих кредиты.
Это относится даже к кредиту на сумму 1,4 млрд USD для реализации проекта по строительству нового горно-обогатительного комплекса на сырьевой базе Нежинского участка Старобинского месторождения калийных солей.
Казалось бы, какие проблемы тут могут быть? Производство калийных удобрений — это выгодное дело. Однако напрашивается вопрос: насколько выгодно Беларуси значительное увеличение объемов производства удобрений? Рост предложения удобрений на мировом рынке может привести к снижению цен на них. А не получится ли так, что Беларусь начнет экспортировать в физическом выражении удобрений больше, а валюты будет получать меньше? Да еще и кредит придется отдавать. Конечно, будем надеяться, что этого не произойдет, но подобный риск существует. Китай, конечно, будет в выигрыше, так как он получит более дешевые удобрения плюс еще и проценты по кредиту. То есть для Китая выгода несомненна, а вот для Беларуси — не факт.
Неоднозначно выглядят и проекты инвестиций в Белорусскую железную дорогу — на сумму 500 млн и 175 млн USD. Эффективность данных вложений также под вопросом. Никто не знает, какой поток транзита пойдет через Беларусь в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути». К тому же не все товары будут идти транзитом, часть останется в Беларуси. То есть мы сами обустроим дорогу для дешевых товаров из Китая, чтобы они стали у нас еще дешевле. Какой ущерб понесет при этом белорусская экономика? Неизвестно.
То же самое относится и к кредиту на строительство инфраструктуры индустриального парка. Экспортно-импортный банк Китая предоставляет на эти цели, а также на организацию сборки легковых автомобилей льготные кредиты на срок 12—15 лет в сумме около 330 млн USD.
Получается, что Беларусь не только предоставляет землю для индустриального парка, но и создает его инфраструктуру за свой счет. Хотя еще никто не знает, какова будет эффективность предприятий, работающих в этом парке, и неизвестно, какую часть их прибыли получит Беларусь. В будущем, не исключено, может оказаться, что овчинка не стоит выделки. По крайней мере, сами китайцы в инфраструктуру парка вкладывать собственный капитал не хотят.
В целом все указанные проекты выглядят довольно рискованными. Похоже, правительство Беларуси поступает в данном случае точно так же, как с вложениями в сельское хозяйство, деревообработку и тому подобные проекты: вначале вкачиваются средства, потом, когда производства созданы, начинают думать, а куда же девать производимую продукцию. Так может получиться и сейчас: чего доброго, модифицируют железную дорогу, по которой нечего будет возить, да создадут инфраструктуру индустриального парка, который будет пустовать. Значительного роста доходов не произойдет, а вот долги окажутся реальными.
Владимир Тарасов, Belrynok.by