Виктор Горбачев: «Не слушайте сказки о богатых «ипэшниках»!
Как живет сейчас индивидуальный предприниматель в глубинке? Например, в Борисове? Какие настроения царят в предпринимательской среде после выхода президентского указа № 222? Будут ли «ипэшники» участвовать в президентских выборах? Об этом рассказывает индивидуальный предприниматель Виктор Горбачев из Борисова.
— После президентской кампании 2010 года вы оказались в эмиграции. Насколько тернистым оказался путь домой?
— Я вернулся через три года. Со стороны многое увидел и сравнил. Пришло понимание, почему мы всегда на шаг отстаем, чтобы приблизить страну к демократическим стандартам. И понимание, почему власть в Беларуси не дает свободы развитию предпринимательства. Ибо это один из шагов к демократии. Там, где много предпринимателей, ясное и «вменяемое» законодательство, там и избирательная система другая, там и экономический уровень развития каждой семьи и страны в целом в разы выше. Вот и наступает вертикаль со всех сторон на предпринимателей, чтобы не высовывались, чтобы мыслей дурных не было ходить во власть.
Теперь я понимаю, что лозунг «Государство для народа!», который встречает нас на въезде в каждый город Беларуси, точно не соответствует действительности. И звучит как «Народ для государства»…
— Чем живут и дышат сегодня предприниматели?
— За прошедшее время многое в сознании предпринимателей поменялось. Они все больше понимают, что на кухне долго не просидишь. Сейчас ИП не дышат, а делают последние вздохи, которые могут в любой день прекратиться.
— Сколько стоит рабочее место для предпринимателя в Борисове? Позволяет ли предпринимательство содержать семью?
— В среднем аренда торговой точки на рынках города обходится в 1.350.000 рублей в месяц. Единый налог и НДС в месяц составляют 2.925.000 рублей (а ведь указ № 222 только начал действовать — до конца года налоги повысятся еще четыре раза). Сюда добавляем ежемесячные выплаты в ФСЗН по 760 тысяч. В итоге каждый ИП уплачивает минимум 5 миллионов в месяц, чтобы только работать и не знать, удастся ли отработать эти деньги?
Я не считаю транспортных и прочих расходов (страховые взносы, оплата коммунальных), о которых власть и слышать не хочет. В общей сложности ежемесячно каждый ИП, работающий по единому налогу, должен заплатить 7—8 миллионов. С учетом того, что сейчас зарплата на предприятиях и в сельской местности тоже маленькая, то каждый ИП содержит на свои налоги троих рабочих или крестьян!
А властям все мало…
И меньше слушайте сказок о том, что ИП имеют огромные доходы и жируют от прибыли. Они, как и все общество, держатся в одной упряжке и до последнего. Сутками на ногах, а если оступился — штрафные санкции такие, что хоть в петлю лезь…
Покупателю надо понимать: цены растут не от того, что ИП такие загребущие и скупые, а от жадности властей и неумения заниматься экономическими проблемами. Если на протяжении 20 лет предприниматели не получили долгосрочного и понятного законодательства, если все строится на временных указах, декретах и постановлениях — о каком развитии может быть речь?
— Нашумевший декрет № 222 действует уже два месяца. Как изменились условия работы индивидуальных предпринимателей?
— Попытайтесь пройти путь сертификации вместе с ИП, и вы поймете, что это такое и чем все это закончится для предпринимателей. Мои знакомые проводят сертификацию товара с августа 2014 года! И лишь только в марте 2015 года им выдали документы, за которые они дорого заплатили. 8 месяцев ждали выдачи бумаг, чтобы продавать то, что лежит на складах. За это время уже и мода поменялась, и цены изменились. Убыток налицо.
— Предыдущая президентская кампания обернулась для вас эмиграцией. Собираетесь ли участвовать в нынешней?
— Я и мои друзья «ипэшники» участвуют во всех избирательных кампаниях с 2000 года. Эта тоже не будет исключением. В каком формате и как? Не стоит ожидать большой активности гражданского общества в 2015 году. Многие настроены на то, что честных «выборов» уже не будет никогда.
Юрий Дубина