TOP

Выходные в Западной Украине

Нестабильность… Неизвестность… Падение доходов, повышение цен, особенно на коммуналку — об этом чаще всего говорят между собой украинцы. Но главный вопрос: когда закончится война? 

Экономика в депрессии, а градус патриотизма высок

«Что ты на жизнь жалуешься? — эмоционально спрашивала у своей телефонной собеседницы пожилая жительница Львова. — Работа есть, зарплату не задерживают — это уже хорошо. Ты посмотри, вокруг такая нестабильность…»

Люди отмечают, что многие предприятия урезали зарплаты на 10—20%, высока и задолженность по выплате заработка. В 2009 году в Украине средняя зарплата составляла 242 доллара, в 2012-м — 369 долларов, в нынешнем скатилась до 152 долларов. Стоимость основных продуктов питания за этот же период увеличилась в 2—5 раз.

«Пенсия у меня 1200 гривен (чуть более 800 тыс. белорусских рублей), а за квартиру придется платить 800 (535 тыс.), — делилась со мной пенсионерка из Харькова. — Хожу на базар, там продукты дешевле».

Правда, для малоимущих украинцев предусмотрена субсидия на оплату коммуналки. Есть льготы и по оплате проезда в общественном транспорте, но они отличаются в зависимости от региона, так как в Украине органы местной власти имеют больше полномочий в принятии решений.

Например, в Киеве льготы на проезд отменили. Однако ветераны труда и дети войны могут получить социальную «Карточку киевлянина», которая дает право бесплатно пользоваться метрополитеном.

Об экономической депрессии пишут украинские газеты, говорят люди. Но, тем не менее, все хорошо выглядят, посещают кафе, ездят отдыхать. Откуда деньги? Семейная пара из Кривого Рога рассказала, что путевка в санаторий досталась от независимого профсоюза. Раньше глава семьи состоял в официальном профсоюзе, но «там не было ничего, даже троих наших детей не могли отправить в один лагерь».

Однако главные доходы западных украинцев — это поездки на заработки в Россию и Европу.

«Я работал в Москве, общался с вашими ребятами, — рассказывал местный житель. — Белорусы могут работать в России без ограничения, а мы — только три месяца. Старшие сыновья тоже ездили в Москву. Я в Чехии работал — там очень приличный заработок. Теперь работаю дома, деньги, конечно, небольшие, но нужно поднимать страну».

И это не пустые слова. Градус патриотизма в Западной Украине высок, люди действительно думают не только о личном благосостоянии, но и о благополучии страны.

На заработки едет молодежь и старшее поколение. Многие женщины работают в Германии, Италии сиделками, горничными, швеями, мужчины — чаще всего на стройках.

Между тем в закарпатских селах существует конкуренция: у кого дом «найкраше», да урожай получше. И это стимулирует не перемывать косточки соседям, а больше работать.

Дома в закарпатских селах, нужно отметить, современные, добротные, но без всякой помпезности. Села просто огромные. Например, село Долгое в Иршавском районе Закарпатской области насчитывает 8 тысяч жителей. В нем, среди прочего, четыре храма, много магазинов, несколько кафе и ресторан.

«Мы все устали от войны!

«С ума сошла ехать в Украину!» — восклицала моя дачная соседка и рассказывала кем-то растиражированную страшилку о том, что, мол, поехали, а у них деньги отобрали, раздели и оставили посреди улицы.

Этот миф, сочиненный недалекими людьми, хорошо известен и в Украине, по крайней мере, в западной.

«Вот вы приехали к нам, не побоялись, и всё хорошо: никто не обижает, не притесняет, спокойно везде ходите, — говорил мне житель одного из закарпатских сел. — Белорусов мы любим. Спасибо вашему Лукашенко, что в Минске проводятся переговоры по урегулированию ситуации у нас. Пусть бы еще соглашения выполнялись. Мы все устали от войны».

Вооруженный конфликт на Донбассе — это не только моральная усталость, но и человеческие потери. Только на знаменитом Лычаковском кладбище Львова похоронено около сорока местных жителей, погибших в зоне АТО.

Еще один миф: в Западной Украине демонтировали все памятники советским воинам. На самом деле практически в каждом закарпатском селе есть ухоженные памятники солдатам Великой Отечественной войны. И, судя по словам нашего экскурсовода — молодого парня, к памяти предков здесь относятся с должным почтением. Как и не замалчивается тема войны и Победы на украинских телеканалах.

На экскурсии в замке в Мукачево, на улицах во Львове встречались небольшие группы мужчин разного возраста в военной форме, но без погон. Никто им не аплодировал, как в популярном ролике социальной рекламы, но все поглядывали в их сторону с уважением. А пожилая женщина втихаря перекрестила молодых парней в камуфляжной форме…

Львов — туристическая столица Украины

«Бизнес-сообщество Львова объединило усилия с руководством города, превратив столицу Галичины в центр туризма № 1 в Украине. Киев и Одесса остались далеко позади», — пишет журнал «Новое время», отмечая, что если в 2007 году Львов посетило 700 тысяч туристов, то в 2014-м — уже 1,7 млн.

Правда, с 1 мая в украинских гостиницах повысились цены, но, тем не менее, они остались значительно ниже белорусских. На майские праздники все львовские отели были заполнены туристами из разных стран, включая Беларусь. К слову, и россияне спокойно чувствуют себя во Львове. На улицах города слышна русская, английская, французская, итальянская, польская, немецкая речь.

Сколько всякого рода развлечений в городе на выходные — не перечислить, так что туристам скучать не приходится. К тому же Львов — это известная киноплощадка, и многие с удовольствием ходят по «мушкетерским» местам.

Цены на посещение музеев невысокие. Попасть в знаменитый Дом ученых (одна из кинорезиденций кардинала Ришелье) стоит всего-то 15 гривен (чуть более 10 тыс. рублей). В цокольном этаже здания уютное кафе с приветливым персоналом и потрясающе вкусным кофе.

На всякого рода туристические услуги во Львове цены доступные. Например, 50-минутная обзорная экскурсия по городу в «паровозике» стоит 60 гривен (чуть более 40 тыс. рублей), а катание в каретах — от 100 до 200 гривен (70—140 тыс. рублей) в зависимости от продолжительности маршрута. В карете может разместиться до 8 человек, на такое же число, соответственно, делится и стоимость катания.

Во Львове многие дома и даже целые улицы нуждаются в хорошей реставрации. В этом смысле там делается немного, но качественно. В центре города увидела только один строящийся новый дом, но он идеально вписывался в существующую застройку. Новая тротуарная плитка во Львове имитирует историческую брукованку, но по новой несравненно удобнее ходить.

Да что говорить! Любят львовяне свой город! В свое время даже от строительства метро отказались, потому что подземка несла угрозу исторической застройке.

Транспорт в городе — очень интересная тема. В общественном транспорте никогда не видела безбилетников. Личные авто виртуозно передвигаются по узкой проезжей части. Паркуются автомобили в некоторых местах посередине проезжей части. Так что без опыта экстремального вождения во Львов на своем авто лучше не ехать, да и украинские дороги, кроме международных трасс, оставляют желать лучшего.

Что нам выгодно покупать в Украине

По подсчетам коллег из львовской газеты «Ратуша», в городе количество магазинов, торгующих спиртным, в расчете на одного человека в три раза превышает показатели Варшавы, Кракова и Вроцлава. Во Львове почти тысяча таких магазинов. Поэтому неудивительно, что первый вопрос украинских таможенников: «Сколько купили водки?».

В сравнении с нашими ценами водка недорогая. Сами украинцы не рекомендуют покупать закарпатский коньяк, потому что много подделок. «Возьмите маленькую бутылку — их невыгодно подделывать», — советовали мне. Многие белорусы везут из Украины абсент, которого у нас просто нет в продаже.

Что касается шопинга, то цены на качественную одежду и обувь сопоставимы с нашими. Однако иной ассортимент, больше брендов. Несомненно, дешевле продукты, бытовые товары, общепит.

Чашка кофе в хорошем кафе — 15 гривен, в уличных кафе — 5—6 гривен. Возле дворца Потоцких есть замечательный молочный бар «Коровка» — в нем подают натуральные взбитые сливки и вкусный кофе. Обед с десертом там обойдется в 50—70 гривен.

По подсказке местных жителей съездила на оптовый рынок «Шувар», где представлены все группы продуктов и бытовых товаров. Оптовая цена от розничной, к примеру, на мясные изделия отличается в 2—3 гривны на килограмм.

В Украине несколько ювелирных заводов, а во Львове очень много ювелирных магазинов. Нередко бывают скидки на серебро и золото до 30—50%. По словам продавцов, ювелирные украшения у них из иностранцев охотно покупают белорусы и поляки. Например, в одном из магазинов 45-сантиметровая тонкая цепочка из белого золота стоила 2317 гривен (с 30-процентной скидкой — 1,1 млн рублей), шикарная брошь из серебра со вставками из жемчуга и фианита — 450 гривен (с 10-процентной скидкой — 280 тыс. рублей).

В прошлый визит во Львов обратила внимание, что лекарства там дешевле, чем у нас. Теперь же цены не только сравнялись, но по каким-то позициям и превышают белорусские.

На мой беглый взгляд по аптечным витринам, в Украине больше импортных лекарств, хотя сами жители говорят, что европейских препаратов в последнее время стало значительно меньше. Кстати, в одной из львовских аптек пояснили, что по белорусским рецептам у них можно купить любое лекарство, не содержащее веществ, запрещенных к перемещению через границу.

Оксана Яновская, Naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.