За последние десять лет объем личных денежных переводов из-за рубежа в Беларусь увеличился почти в десять раз.
Однако рынок труда России становится все менее привлекательным из-за экономического кризиса, а страны ЕС его так для нас и не открыли.
Смогут ли белорусы в таких условиях по-прежнему зарабатывать за рубежом столько, как раньше?
Вклад белорусских гастарбайтеров — 2% ВВП
По данным Нацбанка, личные переводы, полученные гражданами Беларуси из-за границы в 2014 году, составили 1 122 800 000 долларов, увеличившись на 1,4% по сравнению с 2013 годом. Для сравнения, в 2005 году белорусы получили 170 100 000 долларов, в 2010-м — 500 200 000 долларов. Впервые порог в миллиард долларов денежные переводы преодолели в 2013 году, когда белорусы получили из-за границы 1 107 500 000 долларов.
Указанная цифра далека от реальной суммы доходов, получаемой белорусскими трудовыми мигрантами за границей. По разным подсчетам, для понимания масштабов поступления денег из-за рубежа официальную сумму надо умножить на полтора-три.
В странах с низким уровнем экономического развития объемы поступающих денежных переводов от мигрантов составляют весьма существенную величину по сравнению с общим объемом ВВП. Вклад белорусских мигрантов — менее 2%. Объем денежных переводов белорусов на родину не так значителен, как, например, в Таджикистане, Кыргызстане или Молдове, где он составляет от четверти до почти половины ВВП.
Переводы из-за границы поддерживают систему соцзащиты
В Беларуси начался долгосрочный процесс переориентации части белорусской рабочей силы с рынка России на страны ЕС, отметил аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Елисеев.
Однако, выразил сожаление эксперт, декларация о партнерстве для мобильности на саммите Восточного партнерства в Риге подписана не была. Документ, появление которого было столь ожидаемым, должен был способствовать организации так называемой маятниковой миграции, чтобы облегчить перемещение граждан третьих стран между этими странами и Европейским союзом.
Этот механизм мог бы смягчить дефицит рабочей силы в ЕС, способствовать сдерживанию незаконной миграции и позволить странам-партнерам получить позитивный эффект от эмиграции.
В результате белорусские работники оказались в ситуации, когда в родной стране не заработаешь, в России платят в долларовом эквиваленте значительно меньше, чем ранее, а в ЕС возможности найти легальную работу крайне ограничены.
Экономист Ярослав Романчук прогнозирует рост напряжения на национальном рынке труда: «Если рассматривать Россию как самый большой потенциальный рынок труда для белорусов, столько, как в прежние годы, не заработаешь. Там хоть жирку побольше, чем у нас, но он проедается».
Уже в четвертом квартале прошлого года личные переводы белорусов из-за рубежа снизились до 280,5 млн долларов с 320,9 млн долларов в третьем квартале. Во многом это объясняется резким ухудшением условий оплаты труда в России из-за девальвации российского рубля.
Ярослав Романчук считает, что переводы из-за рубежа для многих семей стали подушкой безопасности и помогают переживать непростые времена:
«Значительная часть валюты, которую белорусы несут в банки — это средства, заработанные их родственниками за рубежом. Пока деньги у белорусов есть, но сюжет с черным днем, на который они их собирали, замелькал впереди вполне определенно. Это означает, что как минимум придется изменить характер потребления в сторону экономии. Произойдет снижение внутреннего спроса, люди начнут забирать депозиты из банков».
Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович считает, что проблема снижения объема денежных переводов в Беларуси в связи с уменьшением доходов работающих в России мигрантов не так остра, как в странах Средней Азии. Однако проблема все же есть.
Переводы из-за рубежа являются одним из действенных способов борьбы с бедностью, отметил Глеб Шиманович. По его мнению, система соцзащиты должна быть готова к вызову, а именно — к увеличению людей, потерявших работу. Пока соцподдержка на них не ориентируется, исходя из идеи, что в Беларуси все могут трудоустроиться.
«Напряженность на внутреннем рынке труда нарастает, а возможности заработать за рубежом ограничены. В результате появляется потенциал для создания негативных последствий в социальной сфере. При этом откладывать решение проблем до того момента, когда они обострятся, не следует. Необходимо действовать на опережение и создавать адресные инструменты соцподдержки людей, потерявших работу», — отметил экономист.
Елена Спасюк, Naviny.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…