«Оппозиция поступила подло по отношению к Статкевичу»
Усилия по объединению демократических сил вокруг единой программы и единого кандидата на президентские выборы ни к чему не привели. Малорезультативны пока и попытки ушедшего из оппозиционных структур кандидата в президенты на выборах 2010 года Владимира Некляева создать новое общественное движение «За государственность и независимость Беларуси».
На прошедшей в минувшие выходные сессии конгресса «За независимость» его инициатор Олег Трусов ответил отказом на предложение Некляева объединиться.
Выходит, идея объединения оппозиции за четыре месяца до выборов потерпела окончательный крах? Этот и другие вопросы Naviny.by задали Владимиру Некляеву, наиболее рейтинговому из оппозиционных политиков.
— Что теперь вы намерены делать?
— Принимать действительность таковой, какова она есть. Сегодняшнее белорусское общество предельно атомизировано. Это результат действий авторитарной власти, отделяющей общество от политики и разделяющей его. В болотистом, а потому как бы спокойном белорусском море каждый пытается выплыть в одиночку. А если и тонуть, то на своей подводной лодке.
Но море волнуется, буря политического и экономического кризиса еще впереди. Наступит она практически сразу после выборов, причем вне зависимости от их результатов. Тогда и станет очевидным, что выжить можно только вместе, бросая друг другу спасательные круги. Сработает объединительная идея. Какая? Только та, которая приемлема для всех. Защита государственности и независимости страны. И я как занимался, так и буду заниматься продвижением, укреплением этой идеи в обществе.
Что же касается отказа Олега Трусова объединиться с движением «За государственность и независимость», так что ж… Не он один решает. А нет — так нет. Пусть тогда объединяется с партией Гайдукевича, представители которой, приглашенные на заседание конгресса, призвали оппозицию помочь власти спокойно провести выборы. С какой целью? А чтобы Евросоюз, несмотря на непрекращающиеся репрессии, на политзаключенных, снял санкции. Вот тогда, мол, все будет хорошо.
Не будет ничего хорошего. С признанием выборов и снятием санкций если не снимается, то опять откладывается в долгий ящик вопрос экономических и политических реформ, демократических преобразований. И еще больше независимость Беларуси будет зависеть от соседней восточной страны.
Кстати, я спросил у Трусова на заседании: «Вы полагаете, что мы живем в независимой стране, в независимом обществе»? Он ответил: «Да». А я считаю, что мы живем в стране колониальной. В обществе с зависимым, колониальным мышлением. И в этом принципиальная разница в наших взглядах.
— Что же тогда вы собираетесь объединять? Людей с принципиальной разницей во взглядах?
— Объединять общество. Изживая колониальное мышление и углубляя собственно белорусское. Национальное.
Я за государственность, за независимость, за белорусскость. Вот я за что. Вот триада, заложенная в основе нашего движения, которое я намерен расширять вне зависимости от того, кто и как к нему относится.
— Относятся как раз неоднозначно. Недавно Алексей Янукевич на заседании сойма БНФ — партии, с самого своего создания выступающей за независимость и государственность Беларуси — заявил: если и найдутся деньги на создание вашего движения, то они «будут исходить из России, а потому будут направлены на российские интересы». Это достаточно серьезное обвинение, и вы до сих пор никак публично на него не отреагировали…
— Это заявление настолько «серьезное», что в его серьезность верит разве только сам заявитель. Да еще гэбэшные тролли.
Вот заявление Лукашенко в 2010 году — у Некляева на президентские выборы российские деньги — было серьезным обвинением. Настолько серьезным, что первые дней десять в тюрьме меня только про то и пытали. «Путин дал деньги или Медведев?» Поэтому и адвокатов не пускали, и вообще никому не показывали…
Вот если бы у Алексея Янукевича таким образом поспрошали: «Откуда тебе известно про российские деньги? Кто их на движение за независимость Беларуси дает, Путин или Медведев?..» Интересно было бы на «заявителя» посмотреть.
А вообще я давно не реагирую на сплетни и доносы. Во всяком случае публично. В молодости, помню, меня это бесило, бросался на каждого: «Ах ты щенок в бабочке!..» А с годами успокоился. Просто есть такая порода людей, и ничего с этим не поделаешь. Кто-то ж должен лаять на караван.
— Вы пока так и не дали внятного ответа: будете участвовать в президентских выборах 2015 года или нет?
— Я вижу нынешние президентские выборы только с участием Николая Статкевича как единого кандидата — и кого-то в качестве его «дублера». Почему? Да хотя бы потому, что Евросоюз в переговорах с белорусским режимом стал все чаще отодвигать проблему политзаключенных на второй план. Владимир Макей заявляет, что нет в Беларуси политзаключенных, а есть уголовники, и его слушают, кивают. Значит, нам самим нужно добиваться освобождения ни в чем не повинных людей, а не требовать этого от Европы, Америки. Мол, вы должны! А мы сами не должны?..
Александр Лукашенко, демонстративно ужесточая наказание Статкевичу, не только показывает Западу, кто в доме хозяин. Он еще и просто мстит человеку за мужество, на которое в его окружении никто не способен. Но и оппозиция, отказав Статкевичу вправе стать единым кандидатом, поступила, мягко говоря, не очень хорошо. Да просто подло поступила, если не скрываться за эвфемизмами. Это как на войне бросить раненого на поле боя. И толковать при этом о каком-то прагматизме, политической целесообразности, принципах… А то и вовсе заявлять: «А мне он долг не вернул…»
Вот чего я не выдержал. Не в первую очередь поэтому ушел из оппозиционных структур, но и не в последнюю.
Что же до моего похода на выборы, то сегодня — нет. Есть более важные дела. А завтра — посмотрим.
— Это «завтра» наступает быстрей, чем предполагалось. Ермошина сегодня после встречи с Лукашенко заявила, что выборы президента могут быть назначены на 11 октября. То есть, избирательная кампания стартует через месяц…
— Перенос даты президентских выборов на более ранний срок свидетельствует главным образом о состоянии экономики. Сейчас это состояние плохое с тенденцией к скверному. Чем глубже в осень — тем глубже в кризис, тем сильнее будет недовольство людей. Вплоть до возможных взрывов протеста. Поэтому выборы решили провести на летнем жирке электората.
Кроме того, власти полностью удовлетворены нынешним «построением» оппозиции перед выборами. Поэтому перенос даты выборов — это еще и способ не дать оппозиции взяться за ум и перестроиться. Не то чтобы власть очень уж этого опасалась, но параллельно решается и этот вопрос.
А вообще все серьезные события начнутся в нашей стране после выборов. Вот к послевыборной борьбе за будущее Беларуси и нужно готовиться.
Дмитрий Копаль, Naviny.by