Когда бездарные государственные мужи берутся приводить в порядок государственный организм, их путь к порядку усеян разбитыми черепами и обрамлен дымящимися развалинами.Вильям Швебель
По мере развития социально-экономического кризиса в Беларуси все отчетливей начинают вылезать наружу, обнажаться во всей своей неприглядности факты и явления, которые до сих пор прятались за фасадом мнимого благополучия.
Причем, как принято у нас, все это приобретает форму скандала. Вот, к примеру, на Молодечненском заводе металлоконструкций вспыхнула стихийная забастовка из-за того, что работники с апреля не получали зарплату.
Таким же результатом кризиса можно считать и скандал вокруг завода «Мотовело», который является очень показательным во многих смыслах. Впервые публично объявлено об аресте и возбуждении уголовного дела в отношении владельца зарубежной компании, которая является крупным инвестором в Беларуси. Речь идет о главе австрийской фирмы ATEC Holding Александре Муравьеве. Компания владеет в Беларуси тремя стеклозаводами, «Мотовело» с дочерними структурами, рядом других предприятий.
Печальная история с А. Муравьевым — это классическая иллюстрация к такому чисто белорусскому феномену, как заключение эксклюзивного соглашения между государством и инвестором, предоставление ему индивидуальных льгот вне общих правил и процедур. Т. е. договор «по понятиям».
Небольшой исторический экскурс. В 2007 году, выступая в Национальном собрании, А. Лукашенко твердо и категорически заявил: «Никакой чиновничьей, депутатской, президентской приватизации и семейной тоже не будет!.. Если и будет приватизация, она будет открытой и честной. Объекты будут продаваться только по конкурсу или через аукцион. Никаких сделок «из-под полы». Как правильно говорил Александр Григорьевич!
Но на самом деле в том же году государственные пакеты акций завода «Мотовело» были проданы австрийской компании АТЕС без всякого инвестиционного конкурса, кулуарно, за кулисами, с нарушением установленных правил и клятвенных обещаний самого президента.
Долгое время А. Лукашенко был очень доволен деятельностью А. Муравьева, постоянно его хвалил, особенно за возрождение стекольных заводов, поддерживал, предоставлял льготы. Но вот теперь оказалось, что и «Мотовело», и стеклозаводы — убыточные. И в результате А. Муравьев, а также двое его братьев, другие партнеры компании оказались за решеткой. Вот чем оборачиваются для иностранных бизнесменов индивидуальные льготы.
Иначе говоря, А. Муравьев получил в собственность государственные предприятия «по понятиям». А теперь с ним разбираются «по понятиям». Ибо то, что происходит, не лезет ни в какие правовые рамки. Пока очень мало информации о юридических аспектах этого дела. Но то, что официально озвучено, вызывает много вопросов.
Например, владельца «Мотовело» обвиняют в том, что он вывозил с предприятия капиталы и оборудование. Здесь возникает философский вопрос: что есть собственность в Беларуси? Ибо во всем мире собственник может распоряжаться своим имуществом, как захочет. И вывоз капитала не противоречит белорусскому законодательству. Вполне возможно, что оборудование на «Мотовело» было такое старое и негодное, что его можно было только продать на металлолом. Если А. Муравьев не выполнил инвестиционный договор, то спор между государством и инвестором должен разрешать суд.
В данном случае мы наблюдаем фактическую национализацию частного предприятия не только без решения суда, но вообще без всякого юридического оформления этого факта в виде, например, президентского указа. Явочным порядком директором «Мотовело» назначили государственного чиновника, экс-руководителя Минска Н. Ладутько. Президентская газета «Советская Белоруссия» пишет об аресте «бывших собственников» этого предприятия. Почему «бывших»?
Можно предположить, что по мере обострения кризиса все больше бизнесменов окажутся в подобной ситуации. Ибо где еще можно быстро и просто срубить деньги для истощившегося бюджета. И, судя по всему, процесс пошел. Сначала посадили известного IT-бизнесмена Виктора Прокопеню. Теперь появилось «дело Муравьева». В подобных случаях все заканчивается сделкой, бизнесмены откупаются, расплачиваются за свободу своим бизнесом.
На этом фоне выглядит потешной информация, что правительством Беларуси разработан проект стратегии привлечения в Беларусь прямых иностранных инвестиций на 2016—2020 гг. Вопрос на засыпку: много ли еще в мире осталось инвесторов, которые захотят попробовать специфические белорусские условия ведения бизнеса?
И еще вопрос: что теперь власти собираются делать с многострадальным «Мотовело»? Сага о несчастном белорусском велосипеде в самом разгаре. Продолжение следует…
Собственно, ничего не остается, как в очередной раз вливать бюджетные деньги с давно всем известным результатом. Для иллюстрации неэффективности государственного менеджмента стоит обратить внимание на совещание у президента 18 июня по вопросу о модернизации деревообрабатывающих предприятий. Если вы думали, что этот бесконечный сериал, настоящая белорусская «Санта-Барбара» закончилась, то вы ошиблись. Эта бесславная эпопея в самом разгаре.
Напомню, что в модернизацию деревообрабатывающих предприятий вложено свыше 1 млрд евро, для ее реализации были приняты все возможные чрезвычайные меры. В отрасли введено «крепостное право» (запрет на увольнение работников). Было заменено много руководителей, некоторых посадили в тюрьму.
Но вот наконец чудо свершилось. На совещании было констатировано, что модернизация деревообрабатывающих предприятий с опозданием на шесть лет в основном завершена. Логично было бы ожидать, что на новом оборудовании заводы наконец начнут выпускать конкурентоспособную продукцию, получат большую прибыль и будут процветать. И А. Лукашенко может с пафосом заявить: мы это сделали!
Так вот как раз нет. Премьер-министр А. Кобяков констатировал: «Финансовая ситуация на базовых предприятиях деревообработки сложная. Движению вперед на модернизированных мощностях мешает закредитованность… Нет планируемого экономического эффекта». По его словам, на сегодняшний день на большинстве предприятий нет стабильной реализации произведенной продукции, не загружено производство и, как следствие, не хватает средств для расчетов по кредитам.
Грустную ноту продолжил А. Лукашенко: «Как мне докладывают, ситуация там не радостная. Так называемые временные трудности затягиваются на довольно длительный период… В Европе ресурсы еще дороже, а цены и качество, тем не менее, более приемлемые. Поэтому давайте не будем заниматься поиском внешних причин».
Из выступления главы государства выяснилось, что в этом году по предложению правительства был подписан президентский указ о реструктуризации долгов ряда деревообрабатывающих предприятий. Но ситуация в отрасли настолько запущена, что он проблемы не решил! Через месяц появился новый проект указа о реструктуризации кредитной задолженности.
Из всего этого можно сделать вывод, что когда готовился проект модернизации, не было никакого серьезного бизнес-плана, никто не занимался изучением рынков и др. Модернизацию делали наугад. И вот теперь государственные мужи сидят и думают, что со всем этим делать. Потому что у нас вся экономическая логика перевернута вверх ногами.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»:
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…