TOP

Есть лапа у эскулапа

Многие уверены, что искоренить коррупцию в медицине так же реально, как построить коммунизм. Пока уровень доходов работников системы здравоохранения не будет удовлетворять их потребности, коррупция никуда не денется. 

Это основной, но, безусловно, далеко не единственный фактор. Коренных перемен также требует культура отношений между врачом и пациентом. Пока же здравоохранение входит в тройку самых коррумпированных сфер жизнедеятельности в стране.

Одни — кормят, другие — выявляют

…В Могилеве было возбуждено шесть уголовных дел в отношении граждан, которые принесли на работу фиктивные больничные. Их выписал один и тот же врач. С каждого мнимого больного доктор получал 20—30 долларов. Некоторые пациенты таким образом отлынивали от работы несколько дней, иные получали вполне приличный дополнительный оплачиваемый отпуск — дней 20 и больше. Врач привлечен к уголовной ответственности.

…Недавно вступил в силу приговор в отношении 56-летнего врача общей практики из Гомеля, который успешно приторговывал листками временной нетрудоспособности. Определенной таксы за свои услуги у него не было. Брал всем, что предлагали: деньгами, продуктами, «литрами». На суде, кстати, свою вину не отрицал, поясняя, что таким образом хотел «помочь нормальным людям» съездить в свадебное путешествие, поработать на даче, да и просто отдохнуть от «задолбавшей» работы. Суд приговорил понимающего проблемы пациентов доктора к четырем годам лишения свободы с конфискацией имущества.

…В прошлом году врач из Жлобина получил шесть лет лишения свободы за безотказное снабжение больничными (в течение двух лет!) работников Белорусского металлургического завода. Всего в суде было рассмотрено 44 факта. Цена свободы оказалась 600 тысяч белорусских рублей за один больничный.

Если выписка липовых больничных — это бесспорное нарушение закона, то существующую в белорусском здравоохранении негласную систему благодарности однозначно трактовать не представляется возможным. Часто пациенты приходят с презентом, чтобы искренне отблагодарить врача за помощь, точный диагноз, успешную операцию. Но довольно часто подношения врачам вполне можно рассматривать как незаконную оплату их профессиональных услуг, оказанных либо вне очереди, либо более высокого качества, чем получил бы пациент, пришедший на обычный прием. Врачам платят, чтобы подвинули в очереди на операцию, чтобы ее сделал лучший хирург, чтобы положили в больницу, несмотря на нехватку мест, поставили капельницу с хорошим лекарством, отправили на бесплатные обследования или ускорили сроки, назначив, к примеру, УЗИ через два дня, а не через два месяца.

Такие моменты в поле деятельности правоохранителей чаще всего не попадают, но если случается, то, как показывает опыт последних лет, врачей наказывают строже, чем хладнокровных убийц.

Иногда появляется «преступная группа в белых халатах». В Гродно, например, под суд попали сразу четыре работницы одной из городских поликлиник: заведующая отделением, врач-терапевт, старшая медсестра и санитарка. Первые три оформляли водителям без медосмотра справку о допуске к управлению автомобилем, а санитарка брала у нуждающихся клиентов деньги и передавала коллегам. Суммы приработка были незначительные, чего не скажешь о наказании. По пять лет лишения свободы с конфискацией имущества получили врачи, три года в исправительном учреждении — срок для медсестры и два года — для санитарки.

Встречаются и откровенно кощунственные случаи. В одной из районных больниц Гродненской области умер пациент. На вскрытие его отправили в морг медучреждения соседнего района. Оказалось, что диагноз, поставленный лечащими врачами и патологоанатомами, не совпал. Это для медиков серьезное ЧП. Видавший в своей жизни многое патологоанатом пообещал все уладить, но за это потребовал соответствующее вознаграждение. Медики быстро собрали конверт, передали с верным человеком. Специалист-вымогатель, заглянув внутрь, обиделся до глубины души: коллеги явно недооценили его многолетний стаж и квалификацию. Попавшим в неприятную переделку врачам ничего не оставалось, как пойти с шапкой по широкому больничному кругу и увеличить сумму в три раза. После этого патологоанатом заменил некоторые органы умершего, забрав их у других трупов с похожими диагнозами. Информация, конечно, просочилась сквозь больничные стены. В ходе следствия выяснилось, что предприимчивый патологоанатом уже продавал коллегам нужные диагнозы за 30 долларов.

Судя по оперативным милицейским сводкам, коррупция встречается на многих этажах системы здравоохранения. Случается, что медработники за «живые» деньги подделывают не только больничные листы, но и более сложные медицинские документы. Например, оформляют липовую инвалидность, заключение о непригодности к службе в армии. Также подделываются справки о беременности и о подтверждении побоев. Грешат взятками даже медицинские светила, а в хирургических отделениях многих клиник пациенты загодя сообщают друг другу установленную таксу за операцию.

Справедливости ради надо отметить, что ни один уважающий себя и пациента хирург не назначит перед операцией конкретную сумму и не возьмет деньги. Зато когда уже все позади, пациент светится от счастья (по себе знаю), родственники жужжат роем вокруг оперировавшего хирурга, и кто-то «что-то» положит ему в карман халата. Он опустит усталые глаза и словно не заметит…

Да, сильна у пациентов душевная потребность отблагодарить врача! Давно надо, считаю, четко разграничить в законодательстве понятия «взятка» и «подарок» доктору. Например, в соседней России пытаются идти по такому пути. А в некоторых зарубежных странах, где медицина априори платная, у благодарного пациента есть возможность перечислить премиальные врачу на специальный счет клиники. Все открыто, никакой крамолы.

Альтернативой взяточничеству в нашей стране служат платные медицинские услуги и страховая медицина, но и здесь, как говорится, есть вопросы.

«Метод» Фолля

Один из врачей недавно рассказал мне такой случай. К нему на прием пришла 40-летняя женщина, которая утверждала, что у нее всюду …глисты. Даже в голове! Доктор прочитал ее листок с эпикризом, где было указано более десятка взаимоисключающих диагнозов и длинный список различных паразитов, которые якобы без устали атакуют организм. Но в последнее время, сказал врач, когда разговор пациентов заходит о здоровье, многие из них говорят, что все их беды связаны с паразитами, обитающими в организмах белорусов из-за невозможных условий, в которых приходится жить! Такой диагноз, по уверениям, был им поставлен после исследования по методу Фолля.

Именно этот метод предлагается сегодня многими платными медицинскими центрами в нашей стране. Он выдается за сверхсовременный и сверхточный в постановке диагнозов, о которых мы, конечно, не подозреваем, типа глистов в голове.

На самом деле в 1953 году немецкий врач Рейнхольд Фолль разработал прибор для измерения изменений электромагнитного излучения организма. Много лет отношение к нему в медицинском мире было весьма прохладное, а с течением времени появились и аналогичные приборы, но и их изобретатели не снискали никакой мировой славы. Однако с развитием платных медицинских услуг многие методики постановки диагнозов «по приборам», а не на основе анализов и других известных исследований, стали главной составной финансовой частью частных медцентров, кабинетов и лабораторий. Реклама утверждает, что благодаря компьютеризации прибора, диагностика стала более точной и результативной. По методу Фолля (за вполне приличные легальные деньги от пациентов) можно, оказывается: «…оценить общее состояние организма, уровень его жизненной энергии, от которого напрямую зависит способность организма сопротивляться внешним патогенным факторам. Как правило, диагностика по Фоллю дает полную картину о состоянии организма пациента, но в некоторых случаях может потребоваться дообследование — УЗИ, МРТ, КТ, ЭКГ и рентген». В результате дообследования, думаю, диагноз какой-никакой поставить можно, но и раскошелиться придется «по полной». Платные услуги строго «следят» друг за другом и растут с завидным коррупционным постоянством.

Кстати, в США в течение последних десяти лет исследовали эффективность методов нетрадиционной и альтернативной диагностики, потратив на это немалые средства. Большая часть изученных способов признана неэффективной. Кроме того, проведено множество исследований, подтвердивших несостоятельность лечения с помощью эхинацеи, гингко билоба, акульих хрящей, акупрессуры, энергетических полей, мозговых волн, магнитов и т.д. Вместе с тем подтверждена эффективность капсул с имбирем, которые снимают тошноту, вызванную химиотерапией, а также йоги, массажа и медитации, помогающих снять усталость, напряжение и беспокойство. Но многие ли из нас знают об этом? Платные специалисты утверждают, порой, обратное, иначе, кто их будет «кормить»?

Диагноз: коррупция

Не оправдывая взяточничество и поборы в медицине, стоит попробовать объяснить природу этих явлений.

Директор агентства медицинского туризма Михаил Недвецкий обратил внимание на опрос, проведенный информационно-аналитическим центром при Администрации президента. Согласно его результатам, жители Беларуси считают медицину самой коррумпированной сферой.

Во многом нарушения связаны с ограниченными ресурсами здравоохранения. Чтобы увидеть проблемы и недостатки, надо смотреть на низовом уровне. А там — очереди в поликлиниках, дефицит мест в больницах, многочисленные вакансии врачей, медсестер и санитаров, нехватка хороших лекарств, очередь на УЗИ и МРТ. Но все подобные проблемы пациент может решить, если найдет «правильный» подход к врачу или персоналу. Так ведь?

Распространенность коррупции ничуть не связана с формой собственности учреждения здравоохранения. Это и прием по блату, и кумовские связи, и оплата мимо кассы. Все это, а также проблема взяток, платы врачу за оказание медпомощи, за диагностику есть и в частных, и в государственных медучреждениях. Будет ли брать врач, зависит от многих причин, а не от того, где он работает.

Михаил Недвецкий отметил, что в корне причин лежит комплекс общественных явлений и выделил среди них в качестве главной общую низкую культуру, которая позволяет сохраняться укоренившемуся еще в советские времена убеждению, что все вопросы с врачом можно решить через шоколадку, бутылку коньяка и, конечно, деньги. Шагом к решению проблемы эксперт называет повышение зарплат:

— Пока у медиков будут низкие зарплаты, коррупция в медицине будет процветать.

Врач бобруйской скорой помощи и блогер Константин Толстогонов отмечает, что качество работы и благодарность пациентов — вещи для одних врачей взаимосвязанные, для других — нет:

— Врачи — это люди, а люди бывают разные. При этом профессионал не умеет плохо работать. Например, как хирург может плохо сделать операцию? Он как пианист — играет, как умеет. Единственное, что может сделать врач, нацеленный на вознаграждение, — попытаться избежать контакта с пациентом, то есть создать такие условия, что вы к нему на стол «просто так» не попадете. Однако не только невысокая зарплата, которая никак не соответствует нынешней социальной роли медиков, является причиной коррупции в медицине. Есть много стран, где медики зарабатывают в разы больше наших, а проблема мошенничества и коррупции актуальна. Что касается зарплаты врачей в Беларуси, то нам платят ровно столько, за сколько мы соглашаемся работать.

Светлана Балашова

Читайте также:

Мужской тариф на любовь

«Дайте на хлеб, сколько не жалко!»

Нет ни худа, ни добра…

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.