Лариса Насанович — общественная активистка из Солигорска. До 1999 года работала в местной районной газете «Шахтер», но пришлось уйти — редактору не понравилась независимая позиция журналистки. Два раза баллотировалась в Палату представителей, но победить мэра города и генерального директора «Беларуськалия» было нереально. Поддерживала социал-демократов, но в оппозиции в последнее время разочаровалась. Сейчас просто помогает людям и пишет в независимые СМИ.
— Осенью президентские выборы. Обычно перед ними происходит какое-то оживление в обществе… В 2010 году вообще был «разгул демократии» — и чувствовалось, что люди ждут перемен. Как настроения сейчас?
— Интереса к выборам нет, с прошлым не сравнить. Тогда у людей была надежда, они в очередной раз поверили — перемены еще возможны, от простых избирателей что-то зависит. У людей была вера. Но после разгона Площади наступил шок. Теперь, сколько я ни общаюсь с обычными людьми, все отмахиваюся. Даже из числа тех, кто всегда стоял на демократических позициях, несколько человек сказали: они будут за Лукашенко. Хоть и много претензий к нему, но события в Украине заставили кое-что переосмыслить.
А вообще народ в большей своей части уже не первый год относится к выборам в стране скептически. Пока не изменится нынешняя практика формирования избирательных комиссий, при которой маловероятно попасть в их состав представителям альтернативных кандидатов или независимых организаций, пока будет существовать нынешняя практика подсчета голосов, ожидать, что люди будут относиться к выборам с интересом и доверием — наивно.
— А надежды на новых людей, новых лидеров нет?
— Увы, сегодня не видно никого, кто бы мог действительно составить реальную конкуренцию президенту. Оппозиция, по большому счету, подготовку к выборам проспала…
Живая работа с населением в регионах, том же Солигорске, значительно ослабла. Центр вниманием нас не балует. Никто не приезжал, кроме Павла Северинца. Что касается председателя ОГП Анатолия Лебедько и председателя «Справедливого мира» Сергея Калякина, которые заявили о своем выдвижении в кандидаты в президенты, имидж их уже, конечно, подпорчен. Вот недавно обещал приехать в Солигорск Лебедько, людей обзвонили, собрали, назначили встречу, несколько раз меняли место, массу организационной работы провели, а что на выходе? Лебедько не явился, все пришлось отменять.
— Ну а все же, хоть кого-то из лидеров оппозиции знают, уважают?
— В плане работы с населением, на мой взгляд, репутация несколько лучше только у «Говори правду». В Солигорске что-то делают гражданские активисты, работает в меру возможностей ТБМ, независимый профсоюз горняков, организация пенсионеров при нем.
— А структуры зарегистрированных политических партий?
— Что называется, без комментариев.
— Вы сами на различных выборах были в группе поддержки Семена Домаша, Владимира Гончарика, Александра Милинкевича, Ярослава Романчука… Из теперешних вам кто-то симпатичен?
— Мне кажется, наиболее правильно работает Татьяна Короткевич. Она начала ездить по регионам, встречаться с людьми. Чтобы ее по-настоящему раскрутить, нужны сильная команда, стратегия, тактика. Нужно работать. Но это вовсе не значит, что она станет президентом…
— Потому что женщина?
— Сейчас в социальных сетях модно писать: «В Беларуси женщину никогда не выберут…» Категорически не согласна, потому что уже с 2001 года, когда всплыло имя Натальи Машеровой, постоянно встречала избирателей, причем мужчин, которые говорили: «Мы бы проголосовали за женщину». Я сама тогда удивилась…
В Солигорске вообще особая ситуация: долгое время мэром города, председателем райисполкома была Анна Лаврукевич. Она город смотрела, навела порядок, все видели ее небезразличие.
Так что у Татьяны Короткевич шансы есть.
— И все же: неужели у солигорчан, которые, как ни крути, живут лучше, чем белорусская грубинка, такая безнадега и апатия?
— Ростом цен, ухудшением материального положения люди, конечно, недовольны. К примеру, на трикотажном предприятии «Купалинка» из-за потери рынков сбыта в России зарплата рабочих ощутимо уменьшилась. На пенсию сложно прожить. Досаждают местные проблемы — горожане возмущаются тем, скажем, что сложно попасть на прием в поликлинику.
У меня впечатление, что очень быстро растет та часть людей, которые все меньше надеются на власть или на оппозицию, а все больше полагаются только на себя. Парадоксально, но унывать и брюзжать становится немодным, несмотря на все сложности быта, политической и социальной обстановки.
Думаю, в этом изменении психологии, мироощущения людей — залог хороших перемен. Раньше-позже, но они все равно состоятся!
Инна Морозцева
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…