Среди соседей обгоняем только Украину
Для того, чтобы получить действительно объективную картину мнимого белорусского благополучия, необходимо принять во внимание покупательную способность зарплат наших соседей.
Во всяком случае, об этом свидетельствует индекс Чарка Шкварка* за два квартала 2015 года, составленный экспертами исследовательского центра BIPART и проекта Кошт Урада.
Парадоксы отечественной экономики
Напомним, что данный индекс складывается из цены 100 грамм бескостной свинины и 100 грамм водки и рассчитывается ежеквартально на основании данных Белстата. С помощью этого индекса можно определить, насколько реально обесценилась национальная денежная единица, сравнить наши доходы и расходы с доходами и расходами наших соседей.
Это важно, так как наша экономика как всегда полна парадоксов.
К примеру, с начала текущего года Чарка Шкварка медленно, но верно дешевеет. Так, например, по итогам 2014 года стоимость ЧШ составила 22 603 рублей, а по итогам 1 квартала этого года — 22 226 рублей. Во втором же квартале 2015 года стоимость ЧШ составила 21 421 рубль. Данная тенденция вызвана падением цен на свинину.
Правда, если сравнивать стоимость нашей ЧШ с соседними странами, то получится, что и как три месяца назад, водка со свининой дешевле стоят только в Украине, где второй год идет война и прогрессирует экономический кризис. Украинцу ЧШ обойдется в 13 317 наших рублей — на 62% дешевле, чем белорусу.
Во всех остальных исследованных странах-соседях ЧШ стоит дороже, чем в Беларуси. Например, в России «продуктовая корзина» из 100 грамм водки и 100 грамм свинины обойдется где-то в 25 427 белорусских рублей, в Латвии — в 25 358 рублей, в Польше — в 23 946 рублей, в Литве — в 23 138 рублей.
Не надо обольщаться
Может сложиться ошибочное впечатление, что наши соотечественники неплохо живут — цены практически самые низкие из стран бывшего СССР, и при этом еще медленно, но снижаются из месяца в месяц.
Но для того, чтобы получить действительно объективную картину мнимого белорусского благополучия, необходимо принять во внимание и покупательную способность зарплат наших соседей.
Если разделить квартальную среднюю зарплату на стоимость ЧШ, то получится, что среднестатистический белорус на свои 6,7 млн может купить 312 ЧШ. А вот в такой дешевой Украине, где свинина с водкой стоят дешевле на 62%, чем у нас, местный житель на среднюю зарплату купит 208 ЧШ.
Исходя из чаркошкварочного индекса, лучше всех живется полякам. На среднюю зарплату в Польше можно купить 703 ЧШ! Это больше 70 кг свинины и 70 литров водки. На втором месте латыши, которые на свою среднюю зарплату могут приобрести 502 ЧШ. Третья ступень пьедестала досталась Литве — 490 ЧШ.
Традиционно «в шоколаде» программисты и финансисты
Как видим, республики с постсоветским прошлым, вступившие в Европейский Союз, живут не так уж плохо. А ведь после развала СССР страны Балтии и Беларусь оказались практически в равных экономических условиях. Просто дальше каждый пошел своей дорогой, а куда она привела — показывает в том числе и индекс ЧШ.
Впрочем, отдельные категории работников в Беларуси живут ничуть не хуже среднестатистических поляков. Например, программисты в Беларуси могут себе позволить 1205 ЧШ в месяц. Хватит и на себя, и на семью, даже если чарку и шкварку для жены заменить на вино и морепродукты, а для ребенка — на сок и сладости.
Финансисты в месяц могут себе позволить 562 ЧШ, что, конечно, не так много, как у программистов, но все равно значительно выше среднего показателя по стране. Строитель в месяц зарабатывает 363 ЧШ, в рабочий, который трудится над созданием машин и оборудования — 291 ЧШ.
Традиционно недооцененными остаются врачи и учители — 266 и 231 ЧШ соответственно. Швея на текстильной фабрике зарабатывает всего 219 ЧШ.
Одной шкваркой сыт не будешь
Как видим, несмотря на то что чарка и шкварка в Беларуси не только не растут в цене, но даже немного дешевеют, жить легче не становится. Низкие цены еще не означают финансовое благополучие. Важно учитывать и уровень зарплат, а он в нашей стране значительно уступает зарплатам абсолютного большинства наших соседей. А расти наши заработки не торопятся. Более того, реальные доходы населения с поправкой на инфляцию, наоборот, сокращаются. Свинина-то дешевеет, но цены на импортные товары неуклонно растут, а одной шкваркой сыт не будешь, как ни крути. Кроме того, по-прежнему сохраняется огромный разрыв между зарплатами в разных отраслях. И особенно выглядит то, что из года в год врачи и учителя остаются практически самыми бедными слоями населения.
А государство даже не поперхнулось
Практически все белорусы знают про 13% подоходного налога, который мы платим в бюджет, и про 1%, который перечисляется в Фонд социальной защиты населения. При этом не каждый задумывается, что, делая покупки, мы тоже платим государству налоги. Как минимум это 20% НДС и акциз на крепкий алкоголь.
А он на 1 литр стопроцентного этилового спирта во II квартале этого года составлял 135 600 рублей. Это означает, что в цене литра водки крепостью 40% на долю акциза приходится 54 240 рублей, а в цене одной чарки (100 грамм водки) — соответственно, 5 424 рубля.
Следующий побор — налог на добавленную стоимость. В Беларуси ставка НДС составляет 20%, и это включается в стоимость товаров и услуг. Значит, в нашей ЧШ стоимостью 21 421 рубль на долю НДС приходится 4 284 рублей.
Итого, налоговая составляющая ЧШ — 9 708 рублей, а доля «полезного вещества» — 11 713 рублей. Если бы не акцизы и НДС, то на среднюю зарплату во II квартале белорус мог бы позволить себе 572 ЧШ, а не 312, как мы писали выше.
Но и это еще не все! Зарплаты, которые приводит Белстат, не учитывают подоходный налог и ФСЗН — в сумме это порядка 14%. С учетом этих налогов получится, что за свою зарплату белорус купил во втором квартале 2015 года в среднем лишь 268 ЧШ.
А дальше — простая арифметика. 572 — 268 = 304. Столько наших чарок и шкварок съело родное государство, и, кажется, даже не поперхнулось. Но и этого мало.
Многим в стране будет не до смеха
В следующем году «попадут под лошадь», то бишь государство, тунеядцы, которые за право быть безработным заплатят последнему 20 базовых величин или 3 600 000 белорусских рублей. Это, между прочим, 307 «чистых» ЧШ или 168 ЧШ, отягощенных акцизами и НДС.
По итогам 2013 года Минэкономики насчитало в Беларуси порядка 400 000 тунеядцев. Если предположить, что их число за два года не изменилось, то в следующем году они отдадут государству 122,8 млн «чистых» ЧШ, или 12,28 тысяч тонн свинины и 12,28 млн литров водки.
Мнение эксперта
Владимир Ковалкин, руководитель проекта Кошт урада:
— Вы бывали в бассейне? Стандартный бассейн длиной 50 метров, шириной 10 метров и глубиной 2 метра вмещает в себя 1 миллион литров воды или любой другой жидкости, например, водки. То есть чарок, изъятых у тунеядцев, хватит, чтобы налить 12 таких бассейнов, и еще останется.
Это, конечно, юмор. Пускай и чёрный. Но очень многим людям в нашей стране от всех этих подсчетов, нынешних и грядущих поборов, поверьте, совсем не смешно.
Справка
* BIPART и Кошт Урада
Уникальный индекс Чарка Шкварка составлялся по модели индекса Биг Мака, рассчитываемый журнал «The Economist» с 1986 года, основывается на теории паритета покупательной способности. Он призван отображать реальный курс обмена валют в разных странах. Биг Маки, конечно, продаются и в Беларуси, однако определять покупательную способность белорусских зарплат лучше с помощью чего-то национального, с исконно белорусскими корнями и колоритом.
Ольга Евсеева