TOP

Иждивенцы настоящие и мнимые

Пенсионер — это ни в коем случае не иждивенец. Человек 35-40 лет пашет, платит налоги, выходит на пенсию — и должен по праву получать то, на что откладывал всю рабочую жизнь. Он не находится на денежном обеспечении государства. Ровным счетом наоборот. 

Это государство является иждивенцем граждан, в том числе тех, кто всю жизнь платит пенсионные налоги. Они его кормят, поят и даже танцуют. Парадокс заключается в том, что государство (распорядители чужого) тратит огромные ресурсы налогоплательщиков, чтобы внушить гражданам развернутую на 180 градусов от правды мысль: мол, это вы, пенсионеры, иждивенцы.

Безработного ни в коем случае нельзя считать иждивенцем, особенно в Беларуси. Пособие в рублевом эквиваленте $15 в месяц — это не социальная защита, а государственное хамство. Право человека на жизнь включает его право не работать. Это его выбор. Пусть сам себя кормит, поит, одевает и развлекает.

Навести порядок с потреблением бесплатных услуг организаций здравоохранения и образования — это задача чиновников. Самое эффективное решение этой проблемы — персонификация потребления и приватизация производства. И еще добровольное страхование работников. Пусть каждый человек сам оценивает свои риски потерять работу и время на поиск другой. Главное, чтобы такого рода услугами занимались частные страховые компании. Важно, чтобы они работали в открытом, одинаковом для всех правовом поле.

Дети — не иждивенцы государства. Они должны находиться на обеспечении родителей и семьи в широком смысле. В правильно функционирующем обществе семьям помогает местное сообщество. Соседи все видят. Они охотно выражают сострадание и поддержку. Такая народная страховка от разных бед — прекрасный общественный институт.

Формула счастья

Семья + местное сообщество + развитое гражданское общество — лучшая формула социальной защиты. Только государство всеобщего интервенционизма может заблокировать и разрушить этот механизм добровольного взаимовыгодного партнерства. В Беларуси оно так и поступило. Оно монополизировало право заботиться о гражданине от рождения до гроба, превратившись в няньку с садомазохистскими наклонностями.

В результате дети из самого ценного объекта семейных инвестиций времени, внимания и ресурсов превратились в иждивенцев государства. Действия распорядителей чужого по институционизации халявы за счет налогоплательщиков стали главным фактором разрушения семьи.

В 2014 г. в Беларуси на 1000 браков приходилось 415 разводов, в I полугодии 2015 г. уже 520 разводов. Из 3873 тыс. домашних хозяйств Беларуси (средний размер — 2,4 человека) доля домашних хозяйств из одного человека составляет 29,7%, из двух — 27,9%, а из пяти и более — только 6,5%. В Беларуси только в 32,3% семей есть дети в возрасте до 18 лет.

Состояние полной зависимости миллионов белорусов от государства есть прямой результат стратегической ошибки разрушения народной формулы социальной поддержки и инклюзивности.

Смертный грех государства всеобщего интервенционизма заключается в том, что оно разрушило связь между поколениями.

Большинство нынешних пенсионеров рассчитывало не на солидарную поддержку своих детей и внуков, а скорее на обещания государства обеспечить им достойную пенсию. Поэтому рождаемость падала, а число разводов росло. Резко сократилось число домов, в которых живут три поколения одной семьи. Жилищная программа строительства городских многоквартирных скворечников разрушила гораздо более устойчивую перспективную модель одноэтажной Беларуси. Коллективизация из-под палки, изъятие земли из рук частных собственников, насаждение промышленных гигантов при игнорировании развития малого предпринимательства — все это превратило миллионы белорусов в вынужденных иждивенцев.

Все их потребности вместе взятые не идут ни в какое сравнение с аппетитами самых матерых иждивенцев белорусской экономики. Распорядители чужого крайне неохотно говорят о феномене коммерческого иждивенчества за счет налогоплательщиков, хотя именно они представляют реальную угрозу финансовому здоровью страны и домашних хозяйств.

Иждивенцы в натуре

Коммерческие организации, которые в своей деятельности регулярно пользуются разными формами государственной помощи (дотации, льготные кредиты, субсидии, особый налоговый и таможенный режим, преференции по продаже товаров на внутреннем рынке и т.д.), объем которой превышает сумму уплаченных налогов, являются корпоративными иждивенцами.

Это они сидят на шее у налогоплательщиков, в том числе у пенсионерки, которая покупает в магазине продукты питания с 20-процентным НДС-ом, у учителя, который заправляет бензином свою старенькую иномарку с высокими акцизами в цене. Государственные и все чаще частные коммерческие иждивенцы тянут деньги из всех тех, кто платит налоги и не получает от государства ни копейки. Имя им — легион, причем в большинстве случаев легион вне радаров общественного и парламентского контроля.

Каждую неделю Совмин, президент или местные органы власти принимают документы по канализации народных денег и ресурсов в проекты коммерческих иждивенцев.

Так, постановлением № 677 от 11 августа 2015 года Совет министров укрепил иждивенческие настроения РУП «Спортивно-оздоровительный комплекс «Фристайл». Он предоставил «Беларусбанку» гарантии на погашение кредитов этой организации. Так получилось, что за заемные деньги распорядители и потребители чужого построили учебно-тренировочный центр фристайла. Построили так, что вызвали скандал и волну возмущений. И вот теперь за ошибки нерадивых менеджеров должны платить налогоплательщики.

Еще более возмутительна история с государственным предприятием «Красносельскстройматериалы». Постановлением № 669 от 7 августа Совмин подарил этому «локомотиву» белорусской экономики Br5 млрд из внебюджетного централизованного инвестиционного фонда Министерства энергетики для »реализации проекта по освоению усовершенствованной технологии сжигания торфяного топлива в процессе производства цемента». Лоббисты этого иждивенца рассчитывают при помощи денег налогоплательщиков снизить затраты на газ. Усовершенствование технологий должно произойти до начала 2016 г. Этот случай напоминает хронически пьяного грузчика, который клянчит денег на пиво, обещая отдать с первой получки.

Постановление Совмина № 608 от 17.07.2015 г. — это подарок налогоплательщиков для более десяти государственных заводов, которые убедили правительство, что сами не могут обслуживать полученные кредиты. В список корпоративных иждивенцев попали ОАО «БАТЭ», сахарные комбинаты, ОАО «Березастройматериалы», ОАО «Бобруйский мясокомбинат», «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» и другие.

Почему вся страна должна работать на проблемные предприятия из Бобруйска, можно только догадываться.

Указ президента № 332 от 21.07.2015 г. выявил еще одного бюджетного иждивенца — УП «Витебский кондитерский комбинат «Витьба». Оно получило кредитные ресурсы под 6% годовых, но даже эти деньги будут платить из бюджета. Конечно, «Витьба» делает вкусные вафли, но это явно не повод садиться на шею налогоплательщикам.

Постановлением № 633 от 27.07.2015 г. Совмин направил бюджетные ресурсы для «Гомельэнерго» — внимание! — на реализацию проекта «Строительство завода по производству плиты МДФ/ХДФ мощностью 150 тыс. куб. м в год, организацию производства изолирующих ДВП плит в Мозыре. Ответ на вопрос, почему энергопредприятие должно осваивать чужие деньги на такой коммерческий проект, может дат только глубоко зашифрованный лоббист из деревообработки.

Когда даже производство банальных стройматериалов превращается в зону для коммерческого иждивенчества, то грош цена правительству. Оно обязано заниматься совсем другим делом.

К сожалению, макроэкономическая стабильность, благоприятный деловой климат, надежная система защиты прав частной собственности нам только снятся. Зато коммерческие иждивенцы продолжают ежегодно выкачивать из бюджета миллиарды долларов. При этом ни Минфин, ни КГК, ни Следственный комитет до сих пор не представил нам полную информацию о качестве государственных расходов и программ.

Объяснение проблем, которое дал глава КГК при оценке состояния Борисовского завода агрегатов, вызывает умиление, если не ярость: завод стал заложником общего состояния белорусского машиностроения. Отмазка, которую так активно использует руководство страны, пришлась по вкусу руководителям более низких уровней. Мол, мы-то хорошие, белые и пушистые, вот только ситуация вокруг нас неблагоприятная.

Распорядители чужого очень не хотят, чтобы люди узнали фамилии и явки лоббистов и бенефициаров широкомасштабной государственной системы культивации корпоративного иждивенчества. У населения продолжает скукоживаться продовольственная корзина, а у VIP-чиновников и «красных директоров» неизменно щедрой остается бюджетная продовольственная кормушка.

«Кто на что учился», — цинично объясняют те, кто запустил для отвлечения людей тему социального иждивенчества и наказания за право не работать.

Ярослав Романчук, Naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.