Как бы наша бульба не стала мифом
Согласно статистике, картофеля в Беларуси выращивается 4,5 раза больше, чем требуется самим жителям страны, поэтому хватает и нам, и соседям. На самом деле белорусское картофелеводство скоро может исчезнуть из нашей реальности и превратиться в миф.
Развитие картофелеводства в Беларуси подробно расписано в соответствующей государственной программе на 2011—2015 годы. Однако, как констатирует КГК, большинство положений этой программы, на которую выделяются огромные государственные средства, не выполняются. Более того, по ряду направлений отмечается четкий регресс вместо намеченного прогресса. Именно этим и объясняется, что все чаще и чаще в белорусских магазинах белорусский картофель не найти. Его место занимает импортный корнеплод, который завозится не только из соседних Литвы и Польши, но даже из далеких стран. Да и сам белорусский картофель назвать сегодня действительно белорусским можно с большой натяжкой.
Все меньше, меньше и меньше…
Согласно данным Комитета государственного контроля, большинство определенных в программе целей и задач, которые касаются развития картофелеводства, не выполняются либо выполняются не так, как следовало.
Например, согласно программе, в Беларуси планировалось стабилизировать посевы картофеля на уровне 56,5 тыс. га. Вместо этого последние три года идет планомерное сокращение площади посадок. При этом сокращается и сама урожайность белорусского продукта.
Так, в 2013 году средняя урожайность белорусского картофеля составила 221 центнер с гектара, что ниже задания на 62 центнера. В 2014 году урожайность составила 237 центнеров с гектара, что ниже установленного задания на 55 центнеров. И это в то время, как белорусские хозяйства в 2014 году докладывали о небывалом урожае «второго хлеба».
Впрочем, средняя урожайность картофеля отнюдь не отражает всей реальной ситуации, поскольку более половины белорусских хозяйств получают урожай «второго хлеба» не более 200 центнеров с гектара. Каждое десятое хозяйство и вовсе собирает не более 100 центнеров с гектара — это всего около двух мешков с сотки. До прогнозного показателя в 292 центнера им, как до Марса. Впрочем, даже забитая в программе урожайность смешна. Ведь для картофеля считается хорошей урожайность в районе 500 центнеров с гектара.
Понятно, что по причине низкой урожайности план по экспорту белорусского картофеля не выполняется и наполовину. И это при том, что российское эмбарго на европейские продукты практически открыло для нас рынок соседней страны. Мало того, что экспорт белорусского картофеля падает, так еще импорт зарубежного растет, причем в значительных объемах, констатирует КГК.
Сами не умеем — покупаем за границей
По мнению КГК, основная причина неудовлетворительного состояния дел в белорусском картофелеводстве и в невыполнении государственной программы кроется в том, что белорусы банально не соблюдают технологию выращивания «второго хлеба», а также используют низкопродуктивные сорта. Некоторые хозяйства до сих пор сажают сорта 20—30-летней давности, с рекордно низкой урожайностью. При этом новые высокоурожайные сорта в структуре посадок занимают немногим более 10%.
Как отмечает КГК, высоких результатов в картофелеводстве можно добиться, только используя высокопродуктивный семенной материал. Между тем госзаказчиками программы, облисполкомами и райисполкомами не уделяется должного внимания вопросам семеноводства картофеля. На создание и внедрение высокопродуктивных сортов государство тратит огромные средства, а эффект от этого виден лишь на бумаге. При этом вместо белорусских сортов в стране из года в год растут посевы импортного картофеля. На закупку импортных семян белорусские хозяйства тратят около 4 млн евро ежегодно. С учетом того, что белорусские семена в три раза дешевле зарубежных, остается только удивляться, почему элитхозы, занимающиеся выращиванием высокопродуктивных семян картофеля, продают сегодня хозяйствам всего около 30% материала от предусмотренного программой. КГК так прямо и говорит, что план реализации элитных семян картофеля в Беларуси откровенно провален. И это опять же на фоне того, что реестр новых сортов картофеля с 2010 года пополнился 10 наименованиями. Спрашивается: где они и почему не внедряются? А ведь только на их разработку государство затратило более 200 тыс. долларов.
Если подводить итог проведенной Комитетом госконтроля проверки, то следует отметить, что от белорусского картофеля в стране мало что осталось. При этом его урожайность серьезно отстает от показателей той же соседней Литвы. Более того, белорусы, которые ездят в Литву, уже мешками покупают там свою любимую бульбу. Еще пять лет назад над этим бы посмеялись как над нелепой шуткой, а сегодня воспринимают как обыденную реальность.
Александр Надишин, «Ежедневник»